Очень важно понять, что естественная, почти инстинктивная благодарность, которую стремится выразить исцеленный и раскрепощенный человек, будет распространяться не только на фигуру обучившего его психолога, но и на пригласившего его на работу руководителя фирмы. Именно такое развитие отношений между нанимателем и работником, пронизанных жизнетворческими вибрациями взаимного уважения и содержательной благодарности, окажется благотворным для развития самого дела, реализации которого посвящено само существование фирмы. Свобода личностного развития, ответственность за собственное будущее, доверие к коллегам, душевное и телесное здоровье, непрекращающееся творчество, глубокая вера в себя и признательность за дарованное ощущение полноты жизни - разве можно изобрести подарок драгоценнее! Если же психологическая работа в бизнес-организации поставлена грамотно и профессионально, то именно таковы оказываются выигрыши всех участников общего процесса - от главного босса до младшего курьера.
Известный термодинамик Э.Шредингер определил жизнь как процесс нарастания негэнтропии - как таинство сопротивления хаотизации, как мистерию преодоления разрушений, как чудо аутокаталитического снижения энтропии. Оказывается, главное занятие бизнес-психолога как раз и состоит в своевременном устранении тех или иных "психоэмоциональных шлаков", накопление которых нередко перегружает отдельных членов бизнес-команд, грозя разразиться катастрофическим взрывом отношений. Психолог занимается охранением, поддержанием и развитием общего душевного здоровья бизнес-группы как целого, содействуя личностному развитию каждого из членов единого рабочего коллектива. Достижение прозрачности во взаимоотношениях и гармонии в самооценке собственных результатов развития способствует росту эффективности управленческих и производственных процессов, в конечном счете, делая жизнь всех участников бизнес-процесса красивой, интересной и полноценной.
Главными разделами общей работы профессионала-человековеда, привычно именуемой "психологическое сопровождение бизнеса", являются следующие:
• терапевтирующее развитие самого предпринимателя (босса, шефа, руководителя, начальника, главного менеджера);
• периодическое проведение мероприятий, направленных на гармонизацию состояния членов бизнес-команды (тренинги личностного роста, проводимые в контексте клиент-центрированной парадигмы);
• целенаправленное обучение желающих искусству самоуправления (регулярные тренинги идеаторной гимнастики и проблемное консультирование);
• организация интенсивных творческих поисков (регулярное проведение тематических "мозговых штурмов" в форме организационно-деловых игр);
• повышение общей психокультуры персонала и руководителей (частные беседы, лекционные сообщения, работа в интранете фирмы, периодическое тестирование желающих, приглашение опытных человековедов для проведения бесед и т.п.).
Получается, что самыми различными способами психолог укрепляет системную безопасность фирмы, связанную с благополучием в развитии сотрудников и с гармонией отношений с партнерами и конкурентами. Он способствует развитию массовой изобретательности, укрепляет мотивационный энергетизм персонала, повышает иммунитет сплоченности, выявляет невостребованные таланты в сотрудниках, повышает гибкость за счет интерпретации личных позиций, поддерживает прозрачность и открытость в отношениях и гармонизирует бизнес-группу в случае развития нежелательных сценариев отношений.
Не следует думать, что главными фокусами внимания к безопасности бизнес-группы являются средства наружного наблюдения и режим контролируемой секретности. Специалистам известно, что самое сильное и одновременно самое слабое место любой группы, любой организации, любого сообщества - это сами люди! Именно профессиональная, грамотная и целенаправленная работа с людьми является той самой точкой опоры, которой можно воспользоваться как ради достижения успеха команды, так и против нее самой.
Секрет великих менеджеров, великих финансистов и великих руководителей сокрыт именно в умении работать с людьми. Как хорошо, что значительную часть этой работы руководитель может спокойно поручить опытному человековеду, благодаря этому освобождая свое истинно драгоценное время для эффективного решения важнейших технологических и организационных вопросов. Предупредить возникновение осложнений с членами бизнес-команды и профилактировать снижение эффективности общей работы за счет психологических факторов - это ли не мечта любого предпринимателя, которая может стать реальностью только при сотрудничестве с опытным психологом, понимающим задачи фирмы и готовым потрудиться над развитием потенциала рабочей команды.
Попробуем почетче сформулировать ответ на нередко повисающий в воздухе вопрос: "Зачем в организации психолог?". Бизнесмены вполне обоснованно задают его, оставаясь верными собственной прагматичности и понимающими любого работника прежде всего как исполнителя вполне определенных функциональных обязанностей. Психологи же, как ни странно, привычно "растекаются мыслью по древу", не сообщая живо интересующимся их возможностями потенциальным работодателям ничего вразумительного.
Если мы признаем реальность пресловутого "человеческого ресурса" - личного потенциала одаренности, возможности мотивационной мобилизации творческих энергий и феномена групповой сплоченности - то именно психолог как раз и является тем специалистом, профессиональные знания и квалифицированная работа которого состоит в грамотной эксплуатации этого самого ресурса. Если мы понимаем квалифицированную рабочую силу как главную ценность опытного предпринимателя, которую мало купить на рынке труда, но еще можно воспитать, развить и многократно приумножить, то понятно, что без профессионала, занимающегося выращиванием этой самой психокультурно организованной рабочей силы, просто не обойтись.
Если приплюсовать к этим потенциальным приобретениям и размер потенциальных потерь, связанных с производственными конфликтами, ошибками в исполнении рабочих программ и элементарной невнимательностью, связанной с эмоциональными стрессами и неразрешенными семейными неурядицами, то даже самая высокая зарплата психолога, ликвидирующего все эти негативные просчеты и потери, чрезмерной не окажется. Психолог в значительной степени ответственен за то, что происходит с людьми и в связи с людьми, а ведь предпринимательство - это и есть искусство организовать работников ради достижения всеми участниками бизнес-процесса (шефом, исполнителями и клиентами) совокупного выигрыша.
Уборщица обеспечивает поддержание чистоты в рабочих помещениях. Охранник гарантирует защищенность офиса от несанкционированных проникновений. Менеджер занят согласованием рабочих программ рядовых исполнителей. В известном смысле, все эти занятия выполняются психологом, но каждое - в свойственном для его профессии ключе. Чистота, эффективность и безопасность - его главные заботы, реализуемые особыми средствами, но ничуть не менее реальные, чем результаты труда уборщицы, охранника или менеджера. Предприниматель может и сам убрать в помещении, но его время слишком дорого для того, чтобы заниматься таким неквалифицированным трудом. Он нанимает уборщицу. Предприниматель жизненно нуждается в обеспечении надежной безопасности. Но из-за незнания этой области деятельности он приглашает для консультаций опытного спецслужбиста, который консультирует руководителя его службы безопасности. Самостоятельно за всем сразу не уследить и со всеми задачами не справиться, тем более, если речь идет о таком тонком занятии, как душеведение. Для наведения в душах сотрудников гармонии и порядка все же разумнее приглашать специалиста, чем самостоятельно изучать практическое человековедение.