Настало время работать командами, а потому развитие команд представляет важнейшее занятие любого бизнесмена, ориентированного на развитие собственного дела. Более того, оказывается, что развитие команды много важнее развития материально-технической и финансово-экономической базы самого производства и даже важнее роста статуса самого бизнесмена. Если есть слаженная команда, она сможет разрешить любую проблему и сделает все то, что будет необходимо для реализации общего делового проекта.
Даже имея прекрасную идею и обладая всеми необходимыми активами, создать свое дело не так уж просто, так как собранная из нанятых по одному работников группа должна быть развита, консолидирована и сплочена для того, чтобы функционировать как полноценная рабочая команда. Сам же бизнес можно понять как гармонизацию взаимоотношений команды, дела и личности, результатом которой оказывается эффективное производство конкурентоспособного товара. Если отсутствует один из элементов этого динамического триединства (сам предприниматель, технологические мощности и сплоченная группа работников), бизнес становится попросту невозможен.
Современная симбиотическая парадигма экономики, предписывающая принципиальную обязательность полноценного межчеловеческого сотрудничества, не допускает удаления руководителя от проблем, с которыми сталкиваются его подчиненные. Вследствие непрерывного взаимодействия с окружающими, из-за постоянных стрессов и регулярных сбоев в развитии рабочих программ, как в отдельном работнике, так и в целостных командах накапливаются погрешности, дисгармонии и ошибки, которые должны быть выявлены и преодолены. Их называют по-разному - "шлак неадекватности", "мусор дезадаптации" или "заболевания жизненных миров". Однако развитие бизнес-процесса необходимо требует гарантированного избавления от их накопления, которое рискует привести фирму к отягощению внутренними разладами, чреватому потерей конкурентоспособности и творческой эффективности.
Итак, накапливающихся проблем, с которыми приходится иметь дело сотрудникам, декларациями не отменить, с ними надо что-то делать. Перед руководителем стоит непростой выбор.
Если начать возиться с душевным неблагополучием подчиненных и периодически возникающими разногласиями в трудовом коллективе, то никаких сил не хватит на управление генеральным процессом развития дела. Потери времени ввиду явного недостатка психологической компетентности неизбежны.
Если упрямо игнорировать сам факт накопления энтропии в бизнес команде, то рано или поздно паровой котел накапливающихся негативных эмоций и всевозможных рассогласований позиций и отношений приведет к неизбежному ситуационному взрыву, чреватому непредсказуемыми последствиями и для дела, и для самого предпринимателя.
Наконец, можно вовремя выявлять и преодолевать накапливающиеся недоразумения и упреждать развитие потенциальных конфликтов, а также обучать членов команды самостоятельно справляться с собственными проблемами. Однако провести подобную работу способен лишь профессионал в области практической психологии, предметом заботы которого являются жизненные миры сотрудников фирмы и отношения между ними.
Бизнес - это развитие людей (совершенствование команды), развитие через людей (раскрытие творческих потенциалов всех участников бизнес-процесса) и развитие для людей (выполнение фирмой своей социальной миссии, заключающейся в производстве товаров и услуг, улучшающих жизнь клиентов фирмы). Следовательно, вовсе не экономика и не финансы оказываются главными предметами изучения будущих бизнесменов, но именно душеведение, изучение которого ведет к пониманию внутренней жизни окружающих людей.
Бизнес и психология действительно близки по своему культуротворческому смыслу. Бизнес - это расцвет единства заинтересованного труда, полноценного здоровья и творческих идей. Психология - это дисциплина, ориентированная на развитие работоспособности, укрепление благополучия и освоение людьми ресурсов их собственной глубинной одаренности. В некоем смысле бизнесмены и психологи оказываются коллегами, занятыми единым делом - способствующими развитию жизни людей. При этом главное понимание, полнота которого определяет успех в предпринимательстве и профессионализм в психологической работе, едино - человек есть мера всех вещей.
Потому-то современное предпринимательство попросту немыслимо без привлечения профессиональных психологов к развитию бизнес-команд. Для сегодняшних бизнесменов становится естественным новое понимание стратегически значимой роли психолога в частной фирме. Уже не обойтись модификациями пресловутой стратегии "кнута и пряника". Современный мир ориентируется на развитие иных экономических и деловых отношений, основанных на подлинном взаимном уважении и ответственности каждого за собственную психологическую культурность.
Благодаря ознакомлению с достижениями современной практической психологии предприниматели все глубже уясняют замечательную истину о центральности самого субъекта для развития его собственного жизненного мира и о полной пластичности психики и ее открытой доступности квалифицированному творческому воздействию. Не только человек есть функция его собственного жизненного мира, включающего такие различные аспекты и области, как забота о детях, самореализация, смысл жизни. сексуальные отношения и социальный статус, но и сам жизненный мир при правильном подходе к влиянию на человека оказывается следствием изменений самого субъекта. Эффективность, трудолюбие и компетентность человека могут существенно варьироваться в зависимости от грамотного применения современных психотехнологий. Конечно, ленивого увальня плодовитым распорядителем не сделать, но актуализировать скрытые потенциалы одаренности профессионала и сообщить его творчеству новое измерение эффективности просто необходимо. Сегодня психологическая работа с членами команд оказывается немаловажным фактором повышения конкурентоспособности фирмы, не отменяющим других факторов, определяющих эффективность бизнес-группы, но и не заменимым никакими другими действиями и решениями.
Для иллюстрации психологического измерения современного бизнеса приведем изложение взглядов современного бизнес-психолога на предпринимательский процесс как вид творчества:
"Эффективность мышления определяется - 1) умением находить связи между явлениями; 2) способностью отделять главное от второстепенного и 3) искусством критически оценивать достигнутые результаты и пересматривать значение различных элементов собственного опыта."
Для успешных предпринимателей характерны следующие мировоззренческие приоритеты - представление о принципиальной неисчерпаемости ресурсов мира; повышенный интерес к стратегиям развития и феномену новизны, открытия и изобретения; согласие на продуктивную трансформацию любого сегмента собственного жизненного мира; философия дара свободной воли; понимание важности непрекращающейся шлифовки опыта с использованием спектра обратных связей; безусловное принятие важности ориентации на запросы и потребности клиента, собственным поведением предписывающим производить именно то, что ему самому нужно.