В пределах своей компетенции бизнес-психолог ничуть не менее важен, чем, скажем, врач, юрист или финансист. Ведь обеспечивая душевное здоровье сотрудников, он способствует увеличению производительности их труда, а значит, вносит свой вклад в увеличение прибыльности предприятия. В каком-то смысле он профилактирует любые проблемы, связанные с людскими несчастьями, приходя на помощь хотя бы в том случае, когда они уже произошли. Если кто-то из сотрудников потерял любимого человека или попал в катастрофическую неприятность, нередко именно наличие того, кому можно безопасно доверить свои потаенные помыслы и поделиться самым сокровенным, оказывается важнейшим условием сохранения душевного здоровья и своевременного возвращения к активному труду.
Психолог - это своего рода смотритель счастья сотрудников фирмы. О его работе судят сразу все и каждый в отдельности. Он работает в области, преимущественно недоступной для других специалистов, находящейся как бы в теневой стороне внешней жизни организации. Но именно благополучие этой теневой душевной действительности в подавляющем большинстве случаев непосредственно определяет и качество людского труда, и продуктивность отношений между людьми, и то таинственное внутреннее достижение, которое именуется корпоративной надежностью.
Рыночная стихия - явление с трудом прогнозируемое и весьма капризное. Жизнь показывает, что всякое может случиться с товарным, финансовым или сервисным рынками. Удача конкурента в проведении мероприятий по промышленному шпионажу - и фирма на грани разорения. Но если команда сплочена, если сотрудники согласны вместе выбираться из внезапно возникшей неприятности, если организм группы жив и трудоспособен, то вместе работники под руководством предпринимателя и при содействии "бизнес-замполита" смогут выбраться из любой переделки. Ибо что бы ни случилось, что бы ни произошло, все же важнейшим фактором успеха в любом деле и в любой области человеческой деятельности все же является творческая воля и согласованность труда групп талантливых работников, вдохновленных общим стремлением к достижению успеха.
Группа в состоянии достичь любой осознанно поставленной и структурно проработанной всеми ее участниками цели. Группа способна изменить мир. Группа в состоянии изменить правила игры для очень многих. Группа может изменить весь ландшафт деловой активности. Но только если она - действительно группа. Вот за этот-то ресурс и ответственен психолог - за его диагностику, поддержание и развитие. Искусство пестования групп как психотехнологическая дисциплина появилась совсем недавно. И без опытного профессионала в этом занятии подлинных успехов не достичь. Сами решайте - нужен психолог Вашей организации или без него можно обойтись. Не исключено, что от Вашего решения зависит будущее всего Вашего дела, судьба всех тех, кто включился в Вашу бизнес-команду.
Психолог в бизнес-организации работает как живая жалобная книга, как разумный канал обратной связи. Опыт работы подтверждает общепсихологическое предположение о поиске доступных каналов коммуникации в организации - достаточно быстро сотрудники предпочитают доводить до сведения начальства свои пожелания и предложения именно при посредстве штатного психолога. Разумеется, такое отношение к психологу как душевному поверенному возникает лишь при подтверждении им гарантий полной конфиденциальности и безусловной доброжелательности по отношению к каждому из сотрудников.
Ничего общего с банальным "стукачеством" такая форма внутригрупповой коммуникации не имеет. Просто через опытного и дружелюбного посредника всегда проще и легче довести свои пожелания до адресата таким образом, чтобы они были приняты к сведению и по возможности выполнены. Если человек стремится просто обидеть или расстроить коллегу, он открыто выражает свои претензии, носящие не содержательный, но негативно-эмоциональный характер. Когда же речь идет о предметном, конструктивном пожелании, то его как раз проще донести через психолога, который все сделает для того, чтобы разумные предложения не остались неуслышанными теми, от кого зависит их принятие.
Психолог как особая фигура в коллективе способствует креодизации (канализированию, организации) слухов и сплетен, с одной стороны, собирая самые разные версии обсуждаемого содержания, а с другой стороны выступая конструктивным интерпретатором этих квазиновостей, а то и защитником безвинно страдающих от сплетен людей. Кто как не психолог в состоянии "обезвредить" опасные слухи, обнаруживая их злокозненную мотивировку и выявляя механизмы порождения тех или иных дестабилизирующих жизнь группы сообщений.
Психолог предоставляет каждому работнику фирмы гарантированную возможность эмоциональной разрядки. Однако в отличие от пресловутых манекенов для битья, изображающих начальника, которые можно вдоволь отдубасить, психолог одновременно является и лекарством, приводящим смятенного человека в равновесие и возвращая его к здоровому самообладанию и трезвому самоконтролю.
Как никто другой психолог способен понять причины нарастающих в группе недовольств, связанных с неудовлетворенностью персонала условиями работы или оплаты труда, а также вовремя выявить возможные нарушения доверительных отношений между сотрудниками и руководством. Такое своевременное профилактирование напряжений, к сожалению, делает работу психолога почти незаметной, а значит для многих как бы и несуществующей. Однако опытным руководителям при таком складывающемся далеко не спонтанно спокойствии группы прекрасно известна цена такого равновесия и то, какими усилиями оно достигается. Само по себе упреждение душевных катастроф многого стоит, даже если психолог рассматривается потенциальными жертвами жизненных передряг в качестве потенциального защитника и предполагаемого помощника.
Само по себе мастерство в интерпретационном переконтекстуализировании складывающихся проблем является гарантией своевременного и успешного разрешения множества проблем. Большинство останавливающих развитие затруднений на деле оказываются до обидного скверно сформулированными проблемами, которые при переформулировании нередко разрешаются сами собой. Как раз психолог и помогает сотрудникам фирмы находить оптимальные формулировки вопросов и проблем, благодаря чему эффективность проблеморазрешения в целом значительно повышается, тем самым способствуя интенсивному развитию производительности интеллектуального труда и сервисной эффективности бизнес-команды.
Даже такая, казалось бы, малозначительная вещь, каковой является регулярное развитие и последовательное разъяснение различных сторон единой миссиональной политики корпорации, на деле оказывает могущественное мотивирующее влияние на всех без исключения сотрудников. Людям свойственно стремиться к организации собственных смысловых и ценностных представлений. Для большинства душевно здоровых людей принципиально важным является творческое участие в деятельности группы, стратегии и цели которой всецело приемлются индивидуумом как заслуживающие уважения и поддержки. Человеку приятно осознавать себя членом коллектива, трудящегося над улучшением жизни других людей и заслуженно получающего зарплату за свое усердное добротворчество. Кто как не бизнес-замполит должен заниматься такого рода "разъяснительной работой"? Или можно оставить эти вопросы без внимания, тем самым отказываясь от мощнейшего средства консолидации творческих групп и повышения мотивации к интенсивному заинтересованному труду?