рефераты по менеджменту

Кто они — «замполиты капитализма»? Архетипическая миссия бизнес-психолога

Страница
9

Известно, что гордому человеку труднее всего склонить голову в храме перед исповедником и признать собственные ошибки. Однако представления многих из ныне живущих настолько деформированы и патологизированы, что даже к психологу они относятся с недоверием и тайным недоброжелательством. Пытаясь охранить глупую тайну собственной психологической безграмотности и пустой секрет личного психокультурного невежества, люди избегают искреннего общения с психологом, не понимая, что терять-то им на самом деле нечего. В этом смысле психология подобна медицине: избегание постановки диагноза в результате проведенного обследования вовсе не способствует исцелению, но, напротив, углубляет заболевание и делает связанные с ним страдания неизбежными и более глубокими.

Большинство людей в глубине души совершенно не уверены в благополучности завтрашнего дня и в благонамеренности окружающих. Именно это недоверие ближним и хроническая боязнь будущего порождает то напряжение и суету, которые формируют тотальный стрессовый фон нашего существования. Футурошок, связанный с нарастанием разнообразия альтернатив, скоростей изменений и всевозможной новизны всего во всем в первую очередь поражает людей автоматизированных, не умеющих осознанно изменяться в точном соответствии с трансформирующимися условиями существования и в согласии с собственными глубинными пожеланиями. Особенно актуальна эта проблема оказывается для членов бизнес-команд, вынужденных трудиться в особенно сложных условиях непрестанной конкуренции и непрекращающегося нарастания производительности труда, операциональной и интеллектуальной уплотненности рабочего времени.

Все эти неразрешенные личные проблемы, деформации жизненного мира, искажения восприятий, незабытые обиды, неизжитые страхи и суетливое неуспевание отнимают творческую энергию, лишая человека сил к существованию. Творческое личностное развитие, понимаемое как осознанное приспособление к изменяющимся условиям жизни, ведущее ко все большей удовлетворенности самим жизненным процессом, становится для такого издерганного неврозами человека попросту недоступным. Он рано или поздно оказывается неэффективным, его удаляют из успешно действующих бизнес-групп на периферию жизни. Однако за счет элементарной кадровой текучки вопросы, связанные с обеспечением психологического благополучия людей, не решить.

Дело в том, что в отсутствие развитой системы оказания психотерапевтической помощи и при недостатке преподавателей психодизайна в обществе, люди рано или поздно становятся неадекватными как потенциальные претенденты на ту или иную должность. Рынок рабочей силы мало-помалу исчерпывается за счет повальной невротизации членов. Уже сегодня, принимая человека на работу, мало кто уверен в его душевном здоровье в том, что касается пограничной нервно-психической патологии. Со временем при таком развитии дел рынок рабочей силы будет сплошь и рядом состоять из законченных невротиков, которые, в отличие от Мюнхаузена, сами себя вытащить за волосы из болота собственной жизненной неэффективности попросту не в состоянии.

Выход один - в создании высокоэффективных психологических служб в рамках интенсивно развивающихся бизнес-организаций, с одной стороны, через личностное развитие и психотехническое обучение повышающих профессиональную компетентность и человеческие качества штатных работников и членов их семей, а с другой стороны, содействуя формированию новых психокультурных стандартов, на достижение которых в дальнейшем будут ориентироваться и участники рынка рабочей силы, и конкуренты, и общество в целом. Тем самым психологические службы в бизнес-организациях окажутся своеобразными центрами развития психокультуры, которые будут призваны продемонстрировать всему обществу пользу обучения людей практике осознанного саморазвития. Психологические подразделения бизнес-организаций явятся показательными площадками демонстрации выгодности душевного здоровья, катализаторами изменения общественного мнения о практике творческой психокультуры как важнейшем умении в жизни любого человека.

Разумеется, для того, чтобы сыграть отведенную самим временем развивающую роль, сами бизнес-психологи должны строжайшим образом соблюдать все предписания, включенные в приведенный в начале параграфа список требований должностной этики. Лишь выполняя свои прямые профессиональные обязанности, бизнес-психологи смогут в немалой степени содействовать развитию общества в целом, параллельно способствуя процветанию пригласившей их на работу фирмы. Такое понимание бизнес-психологии как точки развития общественной психокультуры в немалой степени будет способствовать и позитивной трансформации общественного мнения о частном предпринимательстве как оазисе деловой культуры и психологического благополучия. Понятно, что решение этих задач само по себе является существенным вкладом в развитие всего современного общества, на пороге наступления Постиндустриальной Эпохи как никогда нуждающегося в развитии психологической культуры.

Психолог не просто облегчает людские страдания и помогает переживать те или иные жизненные невзгоды. Психолог обучает людей произвольной трансформации поведения, научает по собственному произволению обновлять собственные видения и поступать именно так, как того хочется, а не так, как обычно случается само собой даже помимо воли субъекта действия. Такое влияние психолога-педагога, психолога-садовника, психолога-оздоровителя реально трансформирует бизнес-команду, делая ее качественно эффективнее и принципиально производительнее, причем не только в финансовом или товарно-сервисном отношении, но и в продуцировании здоровых отношений, в генерации сердечности и взаимной приязни. Понятно, что таким образом понимаемое душевное здоровье членов бизнес-групп является весомым конкурентным преимуществом и имеет вполне реальное стоимостное выражение как ценный экономический ресурс.

Психолог раскрывает перед каждым сотрудником пригласившей его организации истину о том, что именно сам человек является действительным творцом собственной жизни (разумеется, богословские дискуссии в данном случае неуместны, т.к. речь идет не о религиозно-философской картине мира, но о технологии организации собственного жизненного процесса). Все детали и нюансы собственной картины жизни человек рисует сам - и сам же вправе и в силах исправить и изменить! Критерием истинности оказывается лишь эффективность принятых моделей реальности - практика как конечный критерий правоты позиции. Разумеется, в качестве отдельных целевых критериев должны выступать все ценностно значимые элементы жизненного мира - от заработка и состояния здоровья до взаимоотношений с родственниками и полноты влияния на политику собственной страны.

Человек вправе изучать модели конструирования желаемой реальности и осваивать технологии приведения жизни в соответствие с собственными пожеланиями. Научаясь таким образом приводить в порядок собственный жизнемир и согласовывать его с жизненными мирами окружающих, человек становится самосознающим центром гармоничного развития существования, примером и советом обучая окружающих искусству самоуправления собственным развитием.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту