ВВЕДЕНИЕ
Тема данной дипломной работы посвящена рассмотрению вопросов, связанных с управлением продажей услуг дополнительного профессионального образования, на примере Учебного Центра Федерального кадастрового центра «Земля».
Актуальность темы. Перемены в экономической жизни России затронули все области человеческой жизнедеятельности. Особенно это касается образования. Развитие рыночных отношений обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился и продолжает активно развиваться рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок и во многих случаях даже превышает спрос. По данным Госкомстата России в 1999 году расходы на образование едва превышали 1 миллиард долларов в год, в 2000-м году они уже составили около 1,5 миллиардов долларов (рост на 40%), а в 2001 году - почти 2 миллиарда долларов (рост еще на 30%). В 2002-м году можно ожидать продолжения роста рынка образовательных услуг достаточно высокими темпами - 20-25%, до уровня 2,3-2,5 миллиарда долларов за год (по официальным данным) и до 4-7 миллиардов (по оценкам некоторых экспертов [5]).
Одновременно с количественным ростом начинается и качественный рост рынка образовательных услуг. Это относится и к структуре спроса, который становится все более квалифицированным, и к структуре предложения, которое характеризуется бурным развитием негосударственных учебных заведений, где самыми активными, наряду с высшими учебными заведениями, выступают учреждения дополнительного профессионального образования.
Однако, если рыночные инструменты управления уже достаточно продолжительное время применяются в экономике и бизнесе (в т. ч. торговом, туристическом, гостиничном, рекламном и пр.), то образование и коммерция еще недавно воспринимались общественным мнением как антагонистические понятия. Поэтому в настоящее время проблемы стратегического подхода к управлению организацией в сфере образования стоят достаточно остро.
Вместе с тем, вопросы, связанные с применением средств и методов эффективного менеджмента в области образования, вызывают огромный интерес. Высокие темпы развития рынка услуг дополнительного профессионального образования, появление новых форм оказания образовательных услуг определили усиление конкурентной борьбы, что наряду с быстроизменяющимися условиями внешней среды, диктует образовательным учреждениям как полноправным субъектам рынка необходимость бороться за свое существование, совершенствуя организационно-экономический механизм своего функционирования, используя грамотное управление и маркетинговый подход в своей деятельности.
Таким образом, реальная жизненная практика, опыт деятельности процветающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешного функционирования образовательного учреждения в условиях рынка является использование научно обоснованного сопровождения своей деятельности с применением стратегического подхода к управлению. В противном случае образовательное учреждение просто не сможет найти свою нишу на рынке, рано или поздно обанкротится и прекратит свое существование.
В связи с вышеизложенным целью данной дипломной работы является разработка предложений и практических рекомендаций по совершенствованию деятельности конкретного образовательного учреждения, специализирующегося на предоставлении услуг дополнительного профессионального образования в сфере земельных отношений и недвижимости – Учебного Центра Федерального кадастрового центра «Земля» (далее - Учебный Центр).
В соответствии с указанной целью в дипломной работе поставлены следующие задачи:
q изучить и систематизировать теоретические аспекты, касающиеся анализа содержания и структуры образовательной услуги в качестве товара, определить ее роль и специфику в условиях современного отечественного рынка, отметить особенности услуг дополнительного образования;
q дать экономико-организационную характеристику объекта исследования (его предметную область, границы деятельности, организационное построение, основные экономические показатели);
q разработать общую стратегию развития Учебного Центра на основе проведенного мониторинга и анализа его внутренней и внешней среды, в т.ч. материальных, финансовых и кадровых ресурсов, конкурентных преимуществ, спроса и предложения на рынке образовательных услуг данного сегмента;
q проанализировать политику объекта исследования в области продвижения предлагаемых образовательных услуг, охарактеризовать основные виды рекламных мероприятий, используемых Учебным Центром в настоящее время, сформулировать рекомендации по оптимизации данного направления деятельности;
q дать оценку системе организации труда в Учебном Центре и предложить меры по ее совершенствованию;
q провести исследование системы мотивации труда в Учебном Центре, на основе анализа его результатов сделать выводы относительно выявленных преимуществ и недостатков и сформулировать прогнозы возможных изменений в системе управления организационным поведением, предложить мероприятия по оптимизации системы мотивации;
q проанализировать систему оплаты труда, действующую в Учебном Центре и привести рекомендации по ее совершенствованию (в частности, разработать возможную методика расчета заработной платы сотрудников).
Теоретической и методологической основой дипломной работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов в области менеджмента, маркетинга, управления персоналом, а также по проблемам исследования рынка образовательных услуг, нормативные и законодательные акты Российской Федерации (в т.ч. кодексы, законы, федеральные законы и комментарии к ним), методические документы в сфере дополнительного профессионального образования, уставная, организационная, отчетная, статистическая документация Учебного Центра и ФКЦ «Земля», а также материалы специализированных тематических интернет-сайтов.
Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке практических рекомендаций и предложений по совершенствованию управления продажей образовательных услуг, реализация которых будет способствовать повышению эффективности функционирования объекта исследования.
В связи с ограниченностью объема дипломной работы в ней мы остановимся лишь на некоторых аспектах управления продажей образовательных услуг, в частности на вопросах стратегического управления, политики продвижения образовательных услуг и системы управления персоналом на предприятиях данной сферы.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 45 наименований. Основной текст работы содержит 3 таблицы, 3 формулы и 15 приложений.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ТОВАР
Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» кратко обозначим сущности понятий «услуга» и «образование».