q неравномерная загрузка персонала в долгосрочном периоде, что приводит к потерям рабочего времени и значительным перегрузкам, которые составляют до 40% от общего фонда времени (т.е. можно предположить, что около трети рабочего времени в Учебном Центре расходуется весьма неэффективно);
q увеличение продолжительности рабочего дня некоторых работников. На практике это выражается в том, что сотрудникам периодически приходится оставаться на работе после окончания трудового дня. И хотя подобное положение закреплено юридически в виде режима ненормированного рабочего дня (за что сотрудники Учебного Центра имеют соответствующую компенсацию – доплату или дополнительный отпуск), количество и продолжительность таких задержек вполне можно было бы сократить путем более эффективной организации труда;
q большие трудности в адаптации и последующей работе для новых сотрудников Учебного Центра;
q заметное ухудшение психологического климата в коллективе, повышенная конфликтность и т.п.
Все вышеперечисленное естественным образом отрицательно сказывается на эффективности деятельности Учебного Центра в целом.
Более глубокое изучение деятельности Учебного Центра позволило определить причину подобного положения – оказалось, что в Учебном Центре отсутствуют должностные инструкции. Единственный документ подобного рода, который имеется в наличии в Учебном Центре - служебная записка на имя Генерального директора об увеличении штатного расписания, в которой очень кратко и расплывчато обозначаются обязанности каждого сотрудника.
Для преодоления сложившейся ситуации нами было подготовлено предложение о разработке для каждого сотрудника должностных инструкций, которые позволят:
q рационально распределить функциональные обязанности и ответственность работников;
q повысить своевременность, надежность и качество выполнения трудовых задач;
q улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между сотрудниками, в том числе между руководителем и подчиненными;
q четко определить функциональные связи работников и их взаимоотношения с коллегами;
q конкретизировать права работников;
q повысить коллективную и личную ответственность работников за оперативность и качественное выполнение функциональных обязанностей, а также укрепить служебную дисциплину;
q повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;
q организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками;
q обеспечить объективность при аттестации сотрудников, их поощрении и наложении дисциплинарных взысканий.
В рамках дипломного проекта были разработаны должностные инструкции для сотрудников Учебного Центра (текст должностной инструкции для руководителя приводится в прил. 3.8.). При этом мы руководствовались следующими основными принципами.
Должностная инструкция представляет собой организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, обязанности, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определенной должности. Она составляется по каждой штатной должности организации, утверждается ее руководителем, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта (в том числе при перемещении на другую должность и при временном исполнении обязанностей по должности). Должностная инструкция является логическим продолжением и развитием положения о структурном подразделении.
Перечислим основные разделы должностной инструкции[10].
q Общие положения. В данном разделе указывают:
● категорию должности;
● квалификационные требования, предъявляемые к сотруднику в соответствии с занимаемой им конкретной должностью: требования, в отношении специальных знаний, знаний различных законодательных, нормативных и руководящих документов, а также методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей. Кроме того, здесь определяются уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы;
● порядок назначения и освобождения от должности;
● основополагающие организационно-правовые документы, на основании которых сотрудник осуществляет служебную деятельность и реализует свои полномочия;
● наименование должностных лиц, которым подчиняется сотрудник;
● перечень структурных подразделений и (или) отдельных сотрудников, непосредственно подчиненных данному сотруднику по службе (если таковые имеются);
● порядок замещения сотрудника и исполнения должностных обязанностей в случае его временного отсутствия.
q Основные задачи и функциональные обязанности. Этот раздел является важнейшей частью должностной инструкции и по объему занимает около 60% всего документа. Здесь указываются основные задачи работника и соответствующие им обязанности с учетом задач и функций конкретного структурного подразделения организации с подробным изложением основных направлений его служебной деятельности.
q Права. В этом разделе приводят перечень прав сотрудника, определенных законодательством и внутренними документами организации.
q Ответственность. Здесь указывают меру ответственности сотрудника за несоблюдение своих должностных обязанностей, а также требований законодательства.
q Условия работы.
q Сфера деятельности. Право подписи.
q Комментарии.
Макет должностной инструкции приведен в прил. 3.9. Отметим ряд требований к должностной инструкции, повышающих эффективность их применения:q краткость[11]; q ясность;q однозначность;q отсутствие противоречивых и/или несовместимых положений;q единство стиля; q полнота, исчерпываемость.
Оптимизация системы мотивации труда. Для исследования системы мотивации труда в Учебном Центре мы использовали так называемую «теорию мотивационного комплекса», разработанную профессором А.А. Литвинюком, и основанный на ней диагностический тест «Мотивация». На вопросы компьютерной версии данного теста ответили все сотрудники Учебного Центра (6 человек). Полученные данные представлены в табл. 3.1:
Таблица 3.1.
Результаты анализа системы мотивации труда в Учебном Центре
Мотив/Опрошенные | Раб.1 | Раб. 2 | Раб. 3 | Раб. 4 | Раб. 5 | Раб. 6 |
Приобретения | -3 | -21 | 10 | -32 | -36 | -32 |
Удовлетворения | -14 | 14 | -8 | -5 | -36 | 18 |
Подчинения | 1 | 9 | -6 | -13 | 34 | 7 |
Безопасности | 17 | -2 | 0 | 36 | 38 | 0 |
Энергосбережения | 0 | 0 | 4 | 14 | 0 | 8 |