Для исправления сложившейся ситуации предлагается активизировать деятельность по продвижению, и в частности рекламе, предлагаемых образовательных услуг. При этом важно правильно определить цель рекламных мероприятий - они должны быть направлены на стимулирование спроса и носить увещевательно-информативный характер, и разработать варианты рекламных аргументов: экономические, социальные и затрагивающие организацию и обеспечение образовательного процесса, ориентированные на рациональный и социальный виды полезностей. В качестве основного вида рекламного носителя предлагается использовать печатные источники, в частности рекламные брошюры, буклеты, проспекты.
В этой связи одним из основных направлений политики продвижения услуг Учебного Центра должна стать разработка и тиражирование рекламной брошюры, а также ее распространение среди слушателей курсов, предприятий и организаций, которые могут быть заинтересованы в дополнительном обучении своих сотрудников в данной сфере, на специализированных выставках и ярмарках. Примерный макет подобной брошюры был разработан нами в рамках дипломного проекта и приводится в прил. 3.7.
Вторым мероприятием в промоушен-деятельности Учебного Центра рекомендуется выбрать создание самостоятельного интернет-сайта и распространение информации о нем в глобальной сети Интернет. Подробные рекомендации относительно содержания, структуры сайта и его раскрутки приводятся в соответствующем разделе работы.
Вышеперечисленные мероприятия позволят: значительно повысить информированность целевой аудитории об Учебном Центре и предоставляемых им образовательных услугах; привлечь новых клиентов, наладить обратную связь с потенциальными и реальными клиентами (с помощью предусмотренных на сайте инструментов для работы с аудиторией), что даст возможность исследовать структуру спроса, его динамику, анализировать мнения слушателей и их предложения по совершенствованию процесса и содержания обучения и т.п., а также будут способствовать формированию благоприятного имиджа организации.
q Проведенный анализ организации управления в Учебном Центре выявил отсутствие ясного понимания сотрудниками своих должностных обязанностей и четкого распределения ответственности, что приводит ряду негативных последствий и отрицательно сказывается на эффективности деятельности Учебного Центра в целом. Одной из причин подобного положения является отсутствие должностных инструкций. В целях преодоления подобной стихийности в организации труда, в рамках дипломной работы нами были разработаны должностные инструкции для сотрудников Учебного Центра (текст должностной инструкции для руководителя приводится в прил. 3.8.).
Профессиональное использование разработанных должностных инструкций позволит:
● рационально распределить функциональные обязанности и ответственность работников;
● повысить своевременность, надежность и качество выполнения трудовых задач;
● улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между сотрудниками, в том числе между руководителем и подчиненными;
● четко определить функциональные связи работников и их взаимоотношения с коллегами;
● конкретизировать права работников;
● повысить коллективную и личную ответственность работников за оперативность и качественное выполнение функциональных обязанностей, а также укрепить служебную дисциплину;
● повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;
● организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками;
● обеспечить объективность при аттестации сотрудников, их поощрении и наложении дисциплинарных взысканий.
q Диагностика системы мотивации труда в Учебном Центре с помощью компьютерного теста «Мотивация», основанного на теории мотивационного комплекса проф. А.А. Литвинюка, показала наличие существенных (в некоторых случаях патологических) отклонений в значениях силы действия мотивов приобретения, удовлетворения и безопасности.
Для оптимизации системы мотивации и устранения выявленных отклонений предлагается следующее.
● Для устранения излишне слабого действия мотивов приобретения необходимо произвести коррективы в системе оплаты труда, принятой в Учебном Центре. Соответствующие предложения и рекомендации изложены ниже.
● В целях увеличения силы действия мотивов удовлетворения требуется:
- по возможности распределять работы между членами коллектива Учебного Центра в соответствие с их личностными характеристиками (такими, как темперамент, характер, конформность-агрессивность, лабильность-регидность, экстравертированность-интровертированность, спонтанность-сензитивность и др.). Эти качества несложно выявить, используя специализированные методики тестирования: например, тесты Айзенка на определение типа темперамента и экстраверсию-интроверсию, опросник Басса-Дарки для определения уровня агрессивности и враждебности, тест А. Ровена для оценки качества мышления, цветовой тест Люшера, Миннесотский многофазный личностный перечень С.Хатуэя и Дж. Мак-Кинли (MMPI), интерперсональный диагностический тест Т.Лири и др.;
- демократизировать процедуры принятия решений, предоставлять сотрудникам большую свободу в выборе способов и приемов деятельности, поощрять инициативность и использование творческих подходов к выполнению должностных обязанностей;
- все рутинные, повторяющиеся операции максимально стандартизировать, структурировать, формализовать таким образом, чтобы их выполнение стало предельно простым и быстрым. Таким образом, высвободится значительная часть рабочего времени для интеллектуального, творческого труда.
● Для снижения силы действия мотивов безопасности и оптимизации системы вынесения санкций рекомендуется:
- в ряде процедур заменить пооперационную форму контроля за результатами трудовой деятельности на контроль по конечным результатам;
- свести к минимуму субъективность вынесения руководителем санкций, их необходимо количественно зафиксировать и увязать с определенными поступками;
- в некоторых случаях документально закрепить (например, в должностной инструкции) возможность работы по гибкому графику.
Использование вышеперечисленных мер будет способствовать укреплению дисциплины, снижению степени бюрократизации процесса управления, переключению персонала с целей избежания неудач (наказания) на цели достижения успеха.
q Проведенный анализ выявил явное несовершенство системы оплаты труда, принятой в Учебном Центре. Применение повременной формы оплаты труда и нерациональная структура материального вознаграждения (оклад + доплаты компенсирующего характера + квартальные, полугодовые, годовые, «праздничные» премии) обуславливают отсутствие четкой зависимости между результатами трудовой деятельности и материальным вознаграждением.
Для преодоления негативных последствий данной ситуации и усиления связи материальных вознаграждений с результатами труда мы предлагаем систему стимулирования труда, разработанную нами в рамках дипломной работы для Учебного Центра на основе системы, предложенной Клещевским Ю.Н.