В отношении должника применяются следующие процедуры: предупреждение банкротства: наблюдение, реорганизационные процедуры, ликвидационные процедуры, мировое соглашение. Предупреждение банкротства - это меры, направленные на финансовое оздоровление должника, т.е. санация (досудебная санация). Досудебная санация означает финансовую помощь, оказываемую должнику со стороны собственника имущества должника, учредителей должника, кредиторов или иных лиц с целью восстановления его платежеспособности и погашения денежных обязательств. В процессе рассмотрения дела о банкротстве должника в суде арбитражный суд назначает арбитражного управляющего, т.е. лицо, которое будет проводить процедуры банкротства. Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента такого признания в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.
Анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности собственного имущества должника для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника. Внешнее управление имуществом должника, или судебная санация, - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, т.е. общая продолжительность внешнего управления не может превышать 18 месяцев. Конкурсное производство представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов и объявления должника свободным от долгов, а также с целью охраны сторон от неправомерных действий в отношении друг друга.
Показатели оценки финансово-экономического состояния предприятия могут быть разделены на первый и второй классы. К первому классу относятся показатели, для которых определены нормативные значения. Это показатели ликвидности и финансовой устойчивости. При определении показателя ликвидности высчитывается общий коэффициент покрытия, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент ликвидности при мобилизации средств. Показатель финансовой устойчивости включает в себя соотношение заемных и собственных средств, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент маневренности собственных оборотных средств. Снижение значений показателей ниже нормативных и их превышение, а также их движение в одном из названных направлений следует трактовать как ухудшение характеристик анализируемого предприятия. Таким образом, выделяют несколько состояний показателей первого класса.
Во второй класс входят ненормируемые показатели. Их значения необходимо сравнивать с аналогичными показателями предприятий, выпускающих аналогичную продукцию и имеющих сравнимые мощности; Возможен также анализ тенденций изменения показателей данного класса с выявлением их ухудшения или улучшения. В эту группу входят показатели: интенсивности использования ресурсов, для определения которого высчитываются рентабельность чистых активов по чистой прибыли, рентабельность реализованной продукции и другие показатели рентабельности; деловой активности, включающий коэффициент оборачиваемости оборотного капитала и собственного капитала.
В целях получения более объективной оценки финансово-экономического состояния предприятия сопоставляют состояние показателей первого и второго классов для получения средней интегральной оценки и экспресс-оценки финансово-экономического состояния предприятия по отдельным группам показателей.
Инновациями принято называть технические и технологические нововведения, применение научных знаний в хозяйственной деятельности. Проявляются они в разработке новой и усовершенствовании существующей продукции, технологических процессов, организации производства и структуре управления. Выделяют три типа инноваций: продуктные; технические и процессные; организационно-управленческие.
Продуктные позволяют создавать новые товары. Они варьируются от существенного расширения номенклатуры до повышения потребительских качеств традиционной продукции с учетом запросов потребителя. Именно производство новой конкурентоспособной продукции является основным стимулом технологических нововведений.
Процессные инновации позволяют использовать новые технологические процессы для производства традиционных и новых товаров. Технические, т.е. введение в эксплуатацию нового оборудования, чаще всего обусловлены либо переходом к выпуску новой продукции, либо необходимостью кардинального улучшения качества уже выпускаемых изделий.
Стимулами инновационной активности служат как внешние факторы, так и внутренние проблемы предприятия (износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей). На тех предприятиях, где произошла смена собственника и руководства, причинами инновации стали институциональные перемены - смена формы контроля над предприятием.
Внешним стимулом инноваций в основном является борьба на рынке конечной продукции за потребителя. На внутреннем рынке острую конкуренцию испытывают хозяйствующие субъекты, производящие импортозамещающие товары. Экспортная ориентация также служит мощным фактором инноваций, поскольку предприятие вынуждено продвигать свои товары на мировой рынок с высокой конкуренцией.
Любой инновационный проект содержит определенную степень риска. Проект может оказаться нереализованным, неэффективным или менее эффективным, чем намечалось. Причины неудачи проекта могут носить внешний (неадекватная реакция рынка, действия конкурентов) или внутренний характер (ошибки при определении исходных характеристик проекта в ходе его оценки и отбора или в процессе реализации).
Как показывают исследования, для разных отраслей, разных типов нововведений характерно то, что вероятность успеха на рынке ниже, чем вероятность собственно технического успеха нововведения. Рыночный успех зависит не только от научно-технического достижения, но и от эффективности маркетинговой деятельности, конкурентных позиций фирмы на рынке.
Все риски, связанные с рыночным "провалом" нового продукта, можно свести к пяти взаимосвязанным группам: рыночные риски - изменение конъюнктуры рынка для продукции или услуг данного проекта (изменение спроса и предложения); стратегические риски - недостаточная степень точности оценки ресурсов или затрат, уровня инфляции и др.; экологические риски - непредвиденное законодательное ужесточение экологических нормативов в процессе реализации проекта или недостаточная степень учета природоохранных требований; технологические риски - недостаточная степень точности анализа надежности используемых в проекте технологий; политические риски - изменение политики государственного регулирования в части налогообложения, амортизации; возникновение политической нестабильности или форс-мажорных обстоятельств.