рефераты по менеджменту

Формирование бюджета "с нуля" для туристской фирмы

Страница
18

В зависимости от того, как процесс принятия решения восприни­мается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), выделяют четыре модели принятия решений: модель “личностно ограниченной рациональности” (удовлетворённость индивида); рациональная модель (организационная максимизация); политическая модель (индивидуальная максимизация); модель «организационно ограниченной рациональности» (удовлетворённость организации).

Рациональная модель предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации. Модель ограниченной рациональности в принятии решений предполагает, что менеджер в своем желании быть рациональным зависит от возможностей познания, привычек и предубеждений. Политическая модель организационных решений обычно отра­жает желание членов организации максимально реализовать в пер­вую очередь свои индивидуальные интересы.

Изучение методов и моделей выработки принятия решений является необходимым элементом профессиональной работы руководителя.

Сущность и задачи процесса принятия решений.

Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятель­ности менеджера. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации: выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и воз­можных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.

Поскольку руководитель имеет возможность выбирать решения, он несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в испол­нительные органы и подлежат контролю за их реализацией. Поэтому уп­равление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. При выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования: обоснованность решения; оп­тимальность выбора; правомочность решения; краткость и ясность; конкрет­ность во времени; адресность к исполнителям; оперативность выполнения.

Выбор решения осуществляется на основе отбора и преобразования информации; определения целей, анализа ситуации; возложение ответственности за принятие решения.

Управленческий контроль как одна из функций управления. Формы контроля реализации решения.

Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий дос­тижение организацией поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изме­рения фактически достигнутых результатов и проведения кор­ректировок в том случае, если достигнутые результаты сущест­венно отличаются от установленных стандартов. Необходимость контроля обусловлена следующим. 1. Контроль уменьшает неопределенность, характерную для изменчивой внешней среды организации. 2. Контроль предупреждает о возникновении кризисных си­туаций. 3. Контроль поддерживает сильные стороны организации.

Выделяют три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способ­ствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к заданным. Различие состоит только во вре­мени осуществления.

Контроль управленческих решений может осуществляться в двух вариантах: по результатам и по упреждению. Контроль по результатам осуществляется на базе организацион­ной, технической, экономической, финансовой и другой докумен­тации. Оценивается отклонение фактического результата от плано­вого, зафиксированного в соответствующих документах. Контроль по упреждению осуществляется на базе норм, стан­дартов и правил до начала или в процессе разработки или реа­лизации управленческих решений. Он применим к любой организации и характеризу­ет высокий профессионализм управленческого ремесла.

Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала.

Развитие персонала - это любые мероприятия или процессы, спо­собствующие полному раскрытию потенциала индивидуумов. Профессиональное развитие - процесс подготовки сотрудника к выполнению новых производственных функций, занятию новых долж­ностей, решению новых задач. Развитие способствует повышению результативности и эффективности работы; повышению удовлетворенности самих сотрудников и получае­мого ими вознаграждения; улучшению морального климата в коллективе. Развитие персонала представляет процесс, который обеспечивает равные возможности; способствует введению в должность; определяет потребности в развитии; предоставляет возможности обучения.

Профессиональное обучение - процесс непосредственной пере­дачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам орга­низации. Первоначальное обучение - введение в должность; может потре­бовать много времени (в зависимости от сложности работы и готовно­сти работника). Обучение может проходить в следующих формах: наставничество - способ передачи знаний и навыков от более опытного и компетентного человека менее опытному и компетентному; менторство - воспитание, похожее на наставничество, но от­личающееся от него по выбору ментора, он всегда вышестоящий, не­линейный менеджер; перенятие мастерства у более квалифицированного колле­ги (планирование действий); группы саморазвития; обучение действием - люди в группе работают самостоя­тельно, но помогают советами и обмениваются способом решений про­блем; специальные задания/проекты - совершенствование рабо­чих навыков посредством организации работы сотрудников над специ­альными проектами, которые отслеживаются менеджером; ротация работы (рабочих мест) - поощрение членов коман­ды на приобретение способностей к профессиональному выполнению работы друг друга; «домашние» курсы (на рабочем месте) - передача знаний и навыков группе сотрудников преподавателем/тренером (работающим в организации либо приглашенным); обучение вне рабочего места, в том числе дистанционное; приобретение профессиональной компетентности - работ­ники перечисляют, какими навыками они обладают, а затем определя­ют, для выполнения какой работы они подходят.

Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту