Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены. Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Чувствительность объема предложения к изменению рыночной цены показывает эластичность предложения, которую можно определить как степень изменения количества предлагаемых к продаже товаров и услуг в ответ на изменение рыночной цены. Измерение эластичности предложения также производится с помощью коэффициента эластичности, который рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены.
Система национальных счетов отражает поток товаров, вновь произведенных в течение данного периода. Исходным показателем в системе национальных счетов с 1992 года является показатель валового внутреннего продукта (ВВП). До 1992 года таким показателем был валовой национальный продукт (ВНП). ВВП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых внутри страны за определённый период времени (обычно за 1 год). Так как ВВП измеряет объем национального годового производства, он служит источником роста национального богатства страны, которое представляет собой совокупную стоимость имущества (активов), принадлежащего частным физическим, юридическим лицам, а также государству.
ВНП – это исчисленная по рыночным ценам совокупная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных с помощью собственных ресурсов страны за определенный период времени (независимо от того, на какой территории осуществлялось производство). ВНП = ВВП + чистые поступления из-за границы.
Поскольку ВВП представляет собой денежную оценку произведенного годового объема производства, получатся разные данные в зависимости от того, в каких рыночных ценах он будет рассчитан.
ВВП, исчисленный в ценах текущего года, называется номинальным ВВП. Номинальный ВВП отражает как реальный объем производства, так и уровень цен текущего года.
ВВП, исчисленный в ценах какого-либо базового года, называется реальным ВВП. Реальный ВВП отражает только реальный объем производства, но не уровень цен в текущем году, то есть учитывает (исключает) инфляцию.
Чтобы получить значение уровня цен в текущем году, нужно взять отношение номинального ВВП к реальному ВВП и умножить на 100%. Полученная величина называется дефлятором ВВП и показывает, как изменился уровень цен в текущем году по сравнению с базовым годом (дефлятор базового года равен 100%). Дефлятор рассчитывается для любого года и позволяет вычислить реальный ВВП в соответствующем году на основе имеющихся в системе национальных счетов данных о номинальном ВВП в том же году.
Национальный доход представляет собой сумму факторных доходов, полученных собственниками национальных факторов производства. НД = сумма факторных доходов = заработная плата (оплата труда наемных работников) + доход самостоятельно занятых (доходы некорпоративных производителей) + рента + процентные доходы + прибыль корпораций
Школа научного управления (1885 - 1920) связана с работами Ф. Тейлора. Характерным для школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Школа научного управления выступала за отделение управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.
Административная (классическая) школа в управлении (А. Файоль): эффективность применительно к работе всей организации. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху.
Школа человеческих отношений (М.П. Фоллет, Э. Мэйо). Использование приемов управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Современные школы менеджмента: ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития. В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях и др.
Подстилем руководства понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер и т.д.) исполнения этих методов. Обычно различают три основных типа: административный (командный); экономический (договорный); социально-психологический.
Методы управления каждого из приведенных типов имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы. При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к "любимым" навыкам делового общения.Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства.
В современном менеджменте выделяют два типа организационных структур управления - бюрократический и органический, каждый из которых имеет свои специфические черты и, следовательно, сферы своего развития.
Главным в бюрократических оргструктурах управления является «должность», а не «человек» с его индивидуальностью. В результате организация, использующая бюрократические оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне. Бюрократический тип оргструктуры управления имеет разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией. Линейно-функциональная оргструктура строится по функциональным подсистемам. Линейно-функциональные оргструктуры управления эффективны в условиях, когда аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся, жестко связанные задачи. Линейно-штабная (штабная) оргструктура управления также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации. Дивизиональная оргструктура управления применяется в крупных организациях, и это связано со стремлением разукрупнения гигантских организаций, повышения гибкости и приспосабливаемости к изменениям во внешней среде.