В состав жилой части гостиницы входят: номера, горизонтальные коммуникации (коридоры), гостиные, лестнично-лифтовые холлы, помещения дежурного персонала. Жилой этаж многоэтажной гостиницы может иметь один или несколько коридоров, разную форму плана. Распределение площади жилой части между номерами и иными помещениями весьма различно по гостиницам: на долю номеров приходится 54—70%, на коридоры — от 13 до 22% площади жилой части. В ряде зарубежных гостиниц вместимостью до 25 человек площадь зоны отдыха предусматривается не менее 16,7 кв. м. В более крупных гостиницах на каждого дополнительного проживающего регламентировано 5 кв. м зоны отдыха (в гостиной, баре, спальной).
Номер для приезжающего имеет многофункциональное назначение. Он обеспечивает ночевку, является местом отдыха, приема пищи, личной гигиены, работы, общения. В номере хранятся личные вещи гостя. Номера классифицируются по числу мест, числу комнат, площади, меблировке. В мировой практике наиболее распространены однокомнатные номера на одного и двух проживающих. В отдельных гостиниц доля однокомнатных номеров на одного проживающего достигает 60—100% номерного фонда. В таблице 3 приведена структура номерного фонда одной из московских гостиниц. На долю одноместных номеров в гостинице «Ленинградская» приходится 53% номерного фонда.
Пространство комнат (или комнаты) номера делится на функциональные зоны. До 70% общей площади однокомнатного номера на одного проживающего может относиться к жилой зоне, до 14% — к передней, до 20% — к санитарному узлу. Жилая площадь при этом может составлять от 7 до 14 кв. м. Современные стандарты некоторых зарубежных стран требуют соблюдения минимальной площади пола в одноместном номере не менее 14 кв. м., в двухместном — не менее 18 кв. м. Немецкими нормами предусмотрена площадь комфортного однокомнатного номера на одного проживающего от 16 до 18 кв. м, а на двух проживающих — от 20 до 21 кв. м.
Мебель в номерах размещается в зависимости от габаритов номера, простенков, особенностей отопления, технологических параметров. Мебель должна обеспечивать удобства пользователю, соответствовать санитарным и эргономическим требованиям, вкусам клиентов.
Соотношение номеров различной вместимости жестко зафиксировано и может изменяться лишь при реконструкции гостиниц (если позволяют конструкции).
Апартаменты составляют не более 10% числа номеров. Они весьма различны по числу и назначению комнат, санитарным узлам, прихожей, площади.
Реклама-самый распр-ый способ продвиж-я тур продукта-самый действенный инструмент в попытках туристского предприятия донести инф-ию до клиентов модифиз-ть их повед-е привлець внимание с предлагаемыми услугами, создать полож- имидж предприятия, показать его общест-ую значимость. Тур-ая реклама имеет следующие виды:в прессе, печатная, аудиовизуальная, радио и телереклама, рекламные сувениры, прямая почтовая, наружная, выставки и ярмарки, компьютериз-ая. Печ рек-ма-одно из важ-х средст распр-ия реклам-ой инф-ии турист-х предприятий. Не налагает ограничений с точки зрения месторасположения. В печ рекламе для подачи инф-ии об тмеющ-ся возмож-ях обслуж-ия туристов использ-ся изобразительный и текстовый способы. Привлек-ость печатной продук-ии фирмы обеспеч-ся за счет срочных высококач-х фотографий ландшавтов, истор-х достоприм-ей, гостиниц и т д. печ реклама долж б выполнена на выс уровне. К печ рекламе отн-ся:каталоги(выпускаются туропер-ми),проспекты и брошюры, буклеты, плакаты, рекламные листовки, рекламно-подарочные изделия(поздравит и реклам открытки, фирменные календари), книжная реклама(в справочниках и учебных изданиях). Аудивиз-я рек-рекламные фильмы и видеоф, рекл ролики, слайд-фильмы. Телевиз-я рек-телеролики, телеобъявл-я, рекламные телепередачи, телезаставки.
Прямая почтовая рек-пред-ет собой рассылку рекламных сообщений в адреса постоянных и потенциальных потреб-ей, а ткже деловых партнеров. Наиболее часто прим-мыми формами рассылки явл-ся письма, открытки, буклеты, проспекты, каталоги. Рекламные сувениры(фирменный календари, карандаши, ручки, блокноты, зажигалки, брелки, сумки, бизнес-папки). Наруж-я рек-ма-щитовая рек, рек в местах продажи, рек на транспорте. Выставки-дают широкие возмож-ти представить свою фирму и свой продукт, закл-ть контракты, найти новых партнеровраспространить инф-ю. Что касс-ся туроп-ра продажа туров потреб-ям как правило не явл-ся основной функцией туроператора. Самый распр-ый и эффектив-ый способ макс привлеч-я клиентов-использ-е туропер-ми посред-ов(турагентов) для продажи тур продукта. Это обесп-ет туроп-ру широкое распрост-е тур продукта, продвижение на новых рынках. Отдельным способом продвиж-я нов тур продукта явл-ся инф-ые поездки. Инф-ые поездки журналистов практикуются во многих странах. Цель поездок-получить инф-ый материал.
Главным признаком орг-ии считается наличие цели, к достижению которой стремятся её члены. Общая цель орг-ии образует фундамент для разработки стратегии разв-ия и устан-ния ключевых целей по таким важнейшим функц-ным подсистемам орг-ии, как маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии, как общей цели орг-ии. Маркетинг направлен на созд-е спроса, и поэтому его целями являются: опред-е
Подразделения по маркетингу, учитывая особые условия функционирования санаторно-курортных предприятий и гостиниц, а также специфику их товарного предложения на рынке, призваны осуществлять работу по комплексному его изучению, выявлять тенденции развития рынка, проводить организационную работу по формированию спроса населения, ориентировать предложение рекреационных услуг на потребности рынка. Руководитель, возглавляющий службу маркетинга, обязан обеспечить решение следующих задач: выбор перспективных с точки зрения эффективности сегментов рекреационного рынка; анализ конъюнктуры рынка и разработка рекомендаций об оказании новых рекреационных услуг и прогнозирование состояния рынков; разработка стратегии и тактики маркетинга и программ обеспечения их реализации; определение основных требований к ассортименту и качеству товаров и услуг, образующих потребительскую корзину рекреационного продукта; разработка и выполнение программ по формированию рекреационного спроса, рекламе и стимулированию сбыта путевок (туров) и другие задачи. Понятно, что в большинстве своем эти задачи будут новыми для персонала учреждений, занятых непосредственно рекреационной деятельностью. Поэтому перед их руководителями встанет проблема обучения кадров и обеспечения подразделений по маркетингу соответствующими специалистами.
В любом из вариантов исследование рынка является центральной функцией маркетинга. Она осуществляется для того, чтобы получить комплексную информацию о конкретных процессах, происходящих на рынке, и спрогнозировать его конъюнктуру на перспективу. Имеющиеся в настоящее время данные не позволяют делать это.