В последние месяцы построение национальной инновационной системы объявлено одной из приоритетных государственных задач. Прошло совместное заседание Госсовета и Совета безопасности по этой теме. В качестве главных направлений действий предлагаются три: выработка системы приоритетов, урегулирование прав на интеллектуальную собственность, возникшую в ходе выполнения работ, финансируемых из бюджета, и создание инфраструктуры коммерциализации технологий (центров передачи технологий, структур типа инкубаторов, инновационных центров, технопарков, венчурных фондов). Безусловно, решение этих вопросов благотворно скажется на инновационном климате в стране. Однако надо понимать, что создание инфраструктур даст эффект только в том случае, если будет создана адекватная "базовая структура" институтов инновационной деятельности.
Такими "базовыми структурами" в нашей стране исторически являются крупные НИИ, КБ, НПО, институты РАН и вузы. По статистике, доля перечисленных выше организаций составляет у нас более 80 процентов от общего числа организаций, выполняющих исследования и разработки. Оставшись России в наследство от советского научно-технического комплекса, эти институты прошли за последние 15 лет нелегкую дорогу испытаний, и, хотя их число сократилось, большинство из них выжили и не спешат ликвидироваться. Однако в настоящий момент речь идет уже не о выживании, а о развитии и о конкуренции в глобальном масштабе. В ближайшие годы России предстоит найти ответ на вопрос, как на базе этих "постсоветских" институтов создать динамичные инновационные центры. Любой, кто знаком с жизнью сегодняшних НИИ, подтвердит, что для этого большинству из них потребуется провести гигантские внутренние изменения, прежде всего, в системе управления.
Самое главное, что определяет низкое качество управления в научно-исследовательских организациях, это неэффективный контроль со стороны собственника. В конечном счете, основную ответственность за качество и эффективность работы менеджмента всегда несет собственник, который нанимает конкретного менеджера, задает ему рамки и стратегию деятельности, контролирует результативность. Специфика России такова, что до сегодняшнего дня хозяином или крупным собственником подавляющего большинства организаций научной сферы остается государство. (Что особенно важно - в первую очередь это касается базовых, системообразующих институтов, о которых речь шла выше). Именно ему принадлежит либо контрольный пакет акций в капитале этих предприятий, либо все предприятие целиком (см. таблицу). То, что государство вообще не способно быть эффективным собственником, - факт общепризнанный. Еще менее эффективно государственное управление собственностью в современной России. Государственные институты давно уже де-факто отданы "на откуп" их руководителям, многие из которых не имеют ни четко сформулированных задач, ни критериев оценки их деятельности.
Пока государство не определит свою позицию в отношении дальнейшей судьбы подопечных институтов, вся работа по выстраиванию национальной инновационной системы будет пробуксовывать. Вариантов при этом у государства немного. Вариант первый, самый простой, - провести приватизацию этого комплекса. Второй, более сложный, - найти такие механизмы управления институтами, которые повысили бы эффективность их деятельности и инновационную активность. Представляется, что второй путь на сегодня будет более правильным, и вот почему.
Приватизация научно-исследовательских организаций ускорит инновационное развитие России только в том случае, если новый собственник будет заинтересован в развитии инновационной составляющей и сумеет с этим справиться. В противном случае нематериальные активы приватизируемых институтов не будут представлять для нового собственника никакой ценности и будут безвозвратно утеряны. Проводить приватизацию до того момента, как в России появится достаточное число компаний, нацеленных на инновационное развитие, - прямой путь к скорейшей ликвидации имеющегося научно-технического потенциала страны. Разворачивание широкомасштабной приватизации НИИ в ближайшие пять лет с большой вероятностью ведет именно к такому исходу. Похоже, понимает это и министр образования и науки А.Фурсенко. Говоря в одном из интервью о приватизации научных учреждений, он недавно отметил: "Важно, чтобы бизнес был заинтересован не в зданиях и земельных участках научных учреждений, а в их научном и инновационном потенциале, в развитии на их основе собственных научных разработок и их коммерциализации".
Единственным субъектом, потенциально заинтересованным и финансово способным развивать интеллектуальный капитал наших НИИ, может быть только крупный и средний отечественный производственный бизнес. Однако для этого он сам должен войти в ту стадию своего развития, на которой появляется потребность в технологических инновациях. Иногда высказывается мнение, что отечественный бизнес не заинтересован в инновациях. Это не совсем так. Просто надо понимать, что по мере своего развития компании предъявляют спрос на инновации разного типа. Как показывают наблюдения, можно условно выделить пять стадий инновационного развития, которые проходят российские предприятия.
На первой - проводятся различные внутренние "организационно-управленческие" инновации: структурируются отношения между подразделениями, вводятся планирование и бюджетирование, обновляются кадры, компьютеризируется обработка управленческой информации, внедряются ERP-системы (системы управления ресурсами компании). Затем начинается этап "рыночных" инноваций: выстраивание сбытовых и распределительных сетей, логистических цепочек, маркетинговой политики, возможно выстраивание вертикально-интегрированных холдингов, меняются упаковка и дизайн продукции. Третий этап - "модернизационные" инновации: модернизируется оборудование, создаются новые ассортиментные ряды продукции (без существенных изменений в технологии), вводятся системы управления качеством, знаниями, создаются отделы по разработке новых продуктов. Четвертый этап связан с проведением серьезного "технологического обновления", когда закупаются готовые технологические линии (большей частью известных зарубежных производителей, иногда бывшие в употреблении) и технологии, создаются исследовательские подразделения, задача которых - разрабатывать оригинальные продукты на базе этих технологий, ведутся поиски новых незанятых рыночных ниш, внедряются системы автоматизированного проектирования. И лишь на пятом этапе, когда предприятия начинают осознавать, что с помощью известных решений невозможно добиться кардинального преимущества в конкуренции, они переходят к собственно "технологическим" инновациям: разрабатывают оригинальные технологии, создают корпоративные НИИ и венчурные фонды, вступают в альянс с профильными научными коллективами, покупают малые инновационные предприятия, проводят диверсификацию в сторону высокотехнологичных быстроразвивающихся сегментов рынка, ведут активную патентно-лицензионную политику.