При этом особо следует учитывать, что средняя степень износа основных фондов промышленности уже превысила 50%. Доля технологического оборудования в промышленности с возрастом свыше 10 лет составляет 65%, а его средний возраст перевалил за 15 лет. В металлургии дольше нормативного срока служат свыше 88% доменных печей, 86% прокатных станов. Свыше половины мощностей электростанций отработали проектный ресурс. Значительная часть магистральных нефтепроводов и газопроводов эксплуатируется от 20 до 30 лет и более. Износ транспортных средств также превышает 60%.
Кроме того, издержки производства промышленной продукции в России, по оценкам специалистов, выше, чем в Японии в 2,8 раза, США - 2,7, Франции, Германии, Италии - в 2,3, Великобритании - в 2 раза. Основные причины этого - большая стоимостная энерго- и металлоемкость, меньшая производительность труда, отсталые технологии в производстве и управлении им, правовая, экономическая и институциональная неупорядоченность хозяйственной деятельности как отдельных производств, так и целых отраслей.
Несомненно, по мере развития рыночных преобразований в России, продолжения реформы деятельности предприятий, углубления знаний о состоянии внутреннего рынка, внедрения современных методов бухгалтерского и управленческого учета, повышения квалификации персонала компаний и т.д. подходы к формированию стратегий хозяйственной деятельности в конкурентной среде, их содержание и последовательность этапов в рамках этих мер будут приближаться к общепринятым в промышленно развитых зарубежных странах, трансформироваться, уточняться и развиваться [48, С. 58].
Несмотря на необходимость проведения реструктуризации, сам процесс идет очень медленно. Одной из причин медленного развития ситуации можно назвать несовершенство действующего законодательства:
1) частые смены условий реструктуризации задолженности приводят к неопределенности предприятия, решившего его осуществить;
2) жесткие условия реструктуризации и почти полное отсутствие стимулов ее проведения отпугивают руководство;
3) заведомая невозможность осуществления репрессий расхолаживает руководителей убыточных предприятий.
Другой причиной сложившегося положения является, по нашему мнению, в корне не правильный подход к проблеме реструктуризации.
Во-первых, рассматривается только задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Провести только реструктуризацию части задолженности, не затрагивая ни систему управления, ни организацию предприятия, зачастую не представляется возможным. Во-вторых, роль государства в проведении реструктуризации сводится к утверждению законодательной базы. Однако одного принятия закона не достаточно, необходимо обеспечение контроля за его выполнением [13, С. 59].
Современным российским законодательством предусмотрены две схемы реструктуризации:
— создание дочернего (дочерних) хозяйственного общества на базе части движимого и недвижимого имущества организации с последующим осуществлением мены (долей участия) дочернего общества на акции (доли участия) материнской компании.
— реорганизация в форме выделения или разделения.
Выбор одной из них зависит от следующих обстоятельств: во-первых, результатом осуществления избранной схемы должно являться достижение поставленной цели (целей). Во-вторых, достижение цели должно основываться на наиболее простых способах ее осуществления (рис. 2) [22, С. 268].
При первом варианте создаются дочерние фирмы или в форме акционерного общества, или в форме общества с ограниченной ответственностью. Контрольный пакет их акций либо соответствующая доля в уставном капитале должны принадлежать основному предприятию. Данный вариант позволяет повысить оперативно-хозяйственную самостоятельность подразделений, что способствует быстрой их адаптации к требованиям рынка, освоению производства новых, пользующихся спросом видов продукции. Для формирования уставных капиталов дочерних фирм существует возможность привлечения средств сторонних инвесторов, что может способствовать развитию предприятия в целом. Этот вариант представляется наиболее приемлемым для российских предприятий, так как он предполагает создание малых предприятий, которые являются основой развития и существования рыночной экономики. Сила малых предприятий – в их гибкости, способности быстро адаптироваться к резким изменениям в хозяйственной среде, мобильности при внедрении новшеств.
Залогом успешной реструктуризации крупных предприятий с образованием малых форм хозяйствования являются маркетинговые исследования, которые предполагают проведение анализа положения предприятия на рынке, получение информации о потребителях и сегментации рынка, конкурентах, их сильных и слабых сторонах, о направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья. По результатам маркетинговых исследований вырабатывается стратегия развития выделяемого структурного подразделения [13, С. 59].
|
Рисунок 2. Система взаимосвязи корпоративных форм хозяйствования и реформирование предприятия [36, С. 25].
Для успешного осуществления реструктуризации предприятия с позиции её имущественного аспекта необходимо провести анализ нормативно-правовых актов, в той или иной мере касающихся данного процесса. В основном эти нормативно-правовые акты носят ограничительный характер относительно про ведения таких имущественных преобразований. Ограничения могут касаться стоимостного выражения движения имущества между предприятиями, структуры активов в отдельно взятом хозяйствующем субъекте, финансового состояния объекта преобразований. Кроме того, в некоторых случаях законодательные акты могут директивно предписывать проведение реструктуризации. Так, статья 57 Гражданского Кодекса РФ гласит: Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может. Быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; а в случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. В частности в соответствие со статьей 19 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» № 948-1 от 22.03.1991 г. Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительном разделении коммерческой организации или осуществляющей предпринимательскую деятельность некоммерческой организации занимающих доминирующее положение, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности.