Реструктуризацию можно рассматривать как процесс целенаправленного изменения командой управления системы «предприятие». Для того чтобы оценить эффективность этого процесса, необходимо выбрать соответствующие показатели и определить их значения до и после процедуры реструктуризации [75].
Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности.
Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ (табл. 1) [76].
Таблица 1
Базовые характеристики различных типов предприятия
Базисные характеристики |
Кризисное предприятие |
Стабильное предприятие |
Активное предприятие |
Процветающее предприятие |
Характер развития |
Выживание |
Сплоченности |
Баланс интересов |
Трансформация |
Перспектива |
Личная |
Групповая |
Предприятия |
Корпоративная культура |
Планирование |
Разорванное по функциям |
Текущее |
Стратегическое |
Эволюционное |
Концентрация внимания |
Рассеянное |
Ориентированное на функцию |
Ориентированное на результат |
Ориентированное на совершенствование |
Тип изменения |
Наказание |
Приспособление |
Плановое |
Программное |
Структура |
Формальная |
Иерархическая |
Матричная |
Сетевая |
Руководство |
Принуждающее |
Обучающее |
Целевое |
Доверительное |
Коммуникация |
Вынужденная |
Обратная связь |
Управленческий учет |
Сквозная связь |
В зависимости от стадии развития предприятие может быть:
1. кризисным;
2. стабильным;
3. активным;
4. процветающим.
Реструктуризация на уровне предприятия может быть представлена по трем направлениям:
¾ Вхождение на рынок новых фирм или их относительный рост;
¾ Реструктуризация и реорганизация действующих фирм;
¾ Выход с рынка фирм, терпящих банкротство, или свертывание неэффективных фирм.
Для большинства предприятий необходимо провести реструктуризацию, заключающуюся в проведении организационной и производственной структур, мощностей, имущества и занимаемых земельных участков в соответствии с объемом продукции, на который иметься платежеспособный спрос, при одновременном реформировании системы управления финансами. Это значит, что надо осуществить изменения в организационной и производственной структуре, активах, задолженности, составе персонала и т.д., что обеспечит как минимум выход на безубыточный режим работы. Разумеется, это должно быть не разовым мероприятием или очередной компанией, а представлять перманентный процесс [1, С. 150].
С точки зрения менеджмента, реструктуризацию можно определить как комплекс решения двух основных задач, стоящих перед менеджером:
— Приведение бизнес-системы в соответствие с ожиданиями собственников;
— Повышение стоимости бизнес-системы.
Во-первых у предприятия есть собственники, которые вправе — как владельцы — требовать от бизнес-системы желаемого (целевого) состояния, которое им (собственникам) и задается. Собственность предусматривает полное распоряжение объектом владения.
Во-вторых, есть некий универсальный показатель эффективности бизнеса — его стоимость, повышение которой есть непременный атрибут успешного менеджмента — вне зависимости от того, рассматривается продажа предприятия в будущем или нет. Рассмотрим подробнее эти задачи ниже.
Для успешной реструктуризации бизнес-системы необходимо применять инструменты и методологии, позволяющие вырабатывать системные, комплексные и непротиворечивые решения [78].
Необходимо учитывать, что реализация концепции реструктуризации требует высококвалифицированного и жесткого управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Практическая реализация концепции реструктуризации должна вызывать устойчивые кратко- и долгосрочные изменения в деятельности предприятия, результатом которых будет рост рыночной стоимости собственного капитала и компании и курсовой стоимости ее обыкновенных акций.
Конкретное содержание процесса реструктуризации определяется в зависимости от того, какая форма реструктуризации задействована: проводится оперативная реструктуризация, направленная на решение наиболее острых экономических и финансовых проблем в краткосрочном периоде, или осуществляется более сложный этап — стратегическая реструктуризация.
Оперативная реструктуризация предполагает реструктуризацию материальных активов и долговых обязательств, в ходе которой требуются: разработка схем поставок сырья; определение методов увеличения объемов продаж, снижения стоимости привлеченного капитала; оптимизация основных производственных процессов и организационных структур (рис. 3)
Рис. 3. Комплекс оперативных мероприятий. [1, С. 58]
Оперативная реструктуризация направлена на улучшение результатов деятельности компании в краткосрочном периоде и создание предпосылок для реализации стратегического реструктурирования. Результаты оперативной реструктуризации проявляются в: