рефераты по менеджменту

Реструктуризация предприятий

Страница
9

В данном случае мы должны применить концепцию Стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) и стратегического хозяйственного центра (СХЦ), как необходимый инструмент, обеспечивающий организации ясное представление о том, каким может стать в будущем ее окружение, что чрезвычайно важно для принятия эффективных стратегических решений [39, С. 83].

Стратегическая зона хозяйствования, представляет собой отдельный сегмент окружения, на который организация имеет (или хочет получить выход.)

Концепция стратегического хозяйственного центра – это внутриорганизационная организационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций организации в одной или нескольких зонах хозяйствования.

Соотношение понятий стратегической зоны хозяйствования и стратегического хозяйственного центра представлено на рис. 6.

Верхняя часть рисунка показывает что СЗХ характеризуется как определенным видом спроса (потребностей), так и конкретной технологией.

Когда на смену одной технологии приходит другая, проблема их соотношения становится для организации важнейшего стратегического выбора: сохранять (и как долго) традиционную технологию, из-за которой некоторая часть продукции, выпускаемой организацией, оказывается устаревшей, или переходить на новую.

Из нижней части рис. 6 следует, что после выбора СЗХ организация должна разработать соответствующую номенклатуру изделий. Ответственность за выбор области деятельности, разработку конкурентоспособных изделий и сбытовых стратегий лежит на СХЦ. Как только номенклатура изделий разработана, ответственность за реализацию прибыли ложиться на подразделений текущей коммерческой деятельности [39, С. 81-82].

Рис. 6.Стратегические зоны хозяйствования и стратегические хозяйственные центры

Сегментация окружения организации при определении СЗХ представляет собой трудную задачу для менеджеров, во-первых, потому, что многим людям бывает не легко изменить угол зрения: они привыкли видеть внешнюю среду с позиций традиционного набора продуктов, выпускаемых их организацией, а им приходиться смотреть на среду как на сферу рождения новых потребностей, которые могут привлечь любого конкурента. Во-вторых, СЗХ описывается множеством переменных; до того, как принять на вооружение это понятие, организация оценивала свое окружение по темпам роста отраслей, в которых работает, в то время, как СЗХ следует описывать пользуясь другими параметрами, такими как перспективы роста, перспективы рентабельности, ожидаемый уровень нестабильности и главные факторы успешной конкуренции в будущем, определяющие успех в СЗХ. Порядок выделения СЗХ показан на рис. 7.

Процесс выделения СЗХ начинается с определения потребностей, затем следует отбор технологий и анализ типов клиентов. Различные категории клиентов (конечные потребители, промышленники, лица свободных профессий, государственные учреждения) обычно рассматриваются как различные СЗХ. Следующий этап — классификация потребностей по географическому признаку. В правой части рисунка — список факторов, которые могут быть совершенно различными в пределах двух стран. В пределах одной страны возможны региональные различия, которые могут быть учтены в ходе дальнейших сегментаций рынка [39, С. 87-88].

Фундаментальную основу для разработки эффективно программы реструктуризации компании (промышленных и финансовых) составляет оценка рыночной стоимости собственного капитала компании, которая основана на использовании различных концептуальных подходов: сравнительном, затратном и доходном [52, С. 520].

Рис. 7. Порядок выделения стратегической зоны хозяйствования

В рамках доходного подхода используется метод дисконтированного денежного потока и метод капитализации.

Метод дисконтированных денежных потоков целесообразно использовать, если:

¾ ожидается, что будущие уровни денежных потоков будут существенно отличаться от текущих;

¾ можно обоснованно оценить будущие денежные потоки компании;

¾ прогнозируемые денежные потоки компании являются положительными величинами для большинства прогнозных лет;

¾ ожидается, что чистый денежный поток компании в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной;

¾ компания представляет собой новее предприятие [52, С. 521].

Метод прямой капитализации денежных потоков целесообразно использовать, когда:

¾ имеется достаточно денежных данных, чтобы разумно оценить нормализованный денежный поток;

¾ ожидается, что текущие денежные потоки приблизительно будут равны будущим;

¾ денежные потоки – достаточно значительные положительные величины (неотрицательные или небольшие положительные);

¾ ожидаемые темпы роста умеренны и предсказуемые.

Необходимо учитывать, что метод дисконтированных денежных потоков имеет преимущество перед другими методами, поскольку он единственный учитывает будущие ожидания относительно цен, затрат, инвестиций и т.д.; включает рыночный аспект, так как требуемая рыночная ставка дохода (ставка дисконтирования) отражает уровень риска, характерный для рынка.

Недостатками данного метода являются трудности в выработке прогноза, а также его умозрительность.

Сравнительный подход включает ряд методов:

§ метод рынка капитала — основан на ценах, реально выплаченных за акции аналогичных компаний на мировых фондовых рынках;

§ метод сделок — базируется на ценах приобретения контрольных пакетов акций в аналогичных компаниях;

§ метод отраслевых коэффициентов — построен на использовании специальных формул или ценовых показателей для отдельных отраслей. Отраслевые оценки выводятся из данных о продажах компаний в конкретных отраслях.

Преимущества рыночного подхода заключаются в том, что это единственный метод, базирующийся главным образом на рыночных данных; он отражает нынешнюю реальную практику покупателей и продавцов [52, С. 522].

Недостатки сравнительного подхода заключаются в трудностях получения данных по сопоставимым компаниям, в необходимости внесения целого ряда поправок, а также в том, что он основан на прошлых событиях и не принимает в расчет будущие ожидания.

В рамках затратного подхода применяются метод накопления активов и метод ликвидационной стоимости.

Метод накопления активов используется, если:

¾ оценивается контрольный пакет акций;

¾ компания обладает значительными материальными активами;

¾ есть возможность выявить и оценить нематериальные активы, когда они имеются;

¾ ожидается, что компания будет по-прежнему действующей (иначе следует применить ликвидационную стоимость);

¾ компания является холдинговой или инвестиционной;

¾ у компании отсутствуют ретроспективные данные о прибылях или нет возможности надежно оценить ее прибыли либо денежные потоки;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту