Достаточно перспективным в процедурах оценки результатов труда представляется использование внутрифирменного профессионального стандарта, представляющего собой модификацию модели компетенций с учетом психофизиологических требований к конкретной профессии. Он задает основные требования организации к персоналу, включающие не только параметры знаний, умений и навыков, но и психофизические качества, медицинские ограничения, положения, применяемые к процедуре оценки. Разработка стандарта особенно оправдана в ситуации, когда отсутствует документация, регламентирующая деятельность тех или иных специалистов. Наличие подобного утвержденного документа позволяет использовать его в работе по управлению компетенциями сотрудников - в процессе развития персонала - при сравнении потребностей предприятия с наличными ресурсами и приведения их в соответствие друг другу.
Внутрифирменный профессиональный стандарт позволяет решить такие задачи, как:
- формулировка требований к персоналу в соответствии с организационными процессами и технологиями производства продукции;
- создание предпосылок для стимулирования индивидуального профессионального роста работников;
- определение направлений внутрифирменной профессиональной подготовки персонала;
- определение критериев подтверждения квалификации персонала (см. рис. 1.1 ).
|
Рис. 1.1 Задачи внутрифирменного профессионального стандарта
В качестве государственных трудовых стандартов при разработке внутрифирменного стандарта могут выступать действующие в настоящее время характеристики профессий, закрепленные в рамках Единой тарифно-квалификационной системы Российской Федерации. Однако поскольку государственные квалификационные характеристики не учитывают специфики деятельности конкретных предприятий, то организации вынуждены осуществлять их адаптацию путем разработки внутрифирменных профессиональных стандартов.
Когда внутрифирменный стандарт разрабатывается на действующем предприятии с уже сформированной системой ценностей и организационной культурой, важно, чтоб критерии оценки персонала органично влились в существующую систему ценностей и не противоречили принятым на предприятии нормам. Поэтому перед разработчиками ставят задачу: сделать стандарт компактным, удобным для работы, максимально понятным для всех и в то же время включающим в себя как можно больше полезной информации.
Если данная задача будет успешно реализована, то внутрифирменный профессиональный стандарт превращается в самостоятельную систему критериев оценки, максимально приближенную к условиям конкретного производства. Оценка компетенции персонала на основе внутрифирменного профессионального стандарта представлена на рисунке 1.2.
Система сопоставления и анализа компетентности персонала на основе профессионального стандарта представляет собой логически завершенную схему, включающую в себя анализ компетенций, согласно имеющимся документам, экзаменационную оценку навыков и знаний, необходимых в трудовой деятельности и рассмотрение личных качеств и психофизиологических особенностей человека с точки зрения его возможностей работать по данной профессии.
В зависимости от стратегий (целей) развития организации формируются требования предприятия к квалификации персонала и описываются профессионально значимые качества персонала. На основе этих требований и качеств образуются внутрифирменные профессиональные стандарты.
|
Рис. 1.2 Формирование внутрифирменного профессионального стандарта
Внутрифирменные профессиональнее стандарты включают в себя базовое образование, опыт работы, состояние здоровья, ключевые навыки, ключевые знания и психофизиологические особенности. На основе документального подтверждения работодатель знакомится с базовым образованием, опытом работы и состоянием здоровья работника. Ключевые навыки и ключевые знания выявляются по результатам тестирования по профессиональным тестам, а психологические особенности по результатам психологического тестирования. На основе полученных данных принимаются кадровые решения.
Данная схема позволяет оперативно выявлять несоответствия или недостатки у каждого конкретного работника и индивидуально работать с ним. Например, если имеет место несоответствие по базовому образованию, то работнику необходимо обучение в этой области: получение высшего, дополнительного высшего образования или повышение квалификации на курсах соответствующею уровня. Несоответствие по стажу работы - это временное ограничение, и оно обычно снимается после прохождения оговоренного в стандарте времени.
Наиболее серьезным для сотрудника является несоответствие по здоровью. Этот фактор может послужить причиной отказа в приеме на работу или необходимости смены профессии. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально. Несоответствие по ключевым знаниям и навыкам исправляется различными формами обучения, начиная с обучения на рабочем месте и заканчивая выездами на специальные семинары и практики. Несоответствия по личностным и психофизиологическим качествам рассматривается индивидуально в каждом конкретном случае. При необходимости с сотрудниками работают специалисты-психологи.
Наглядность и простота документа позволяет дать каждому сотруднику информацию о том, какие минимальные требования предъявляет к нему предприятие, что ему нужно знать и уметь, чтобы повысить свою квалификацию, какие временные ограничении имеются по стажу работы.
Практический опыт разработки и внедрения системы внутрифирменных профессиональных стандартов в практику кадровой работы на ОАО «АВТОВАЗ» приведен в приложении 1.
Внедрение внутрифирменных профессиональных стандартов в систему оценки результатов труда позволит:
1. повысить уровень объективности этой оценки, особенно в случаях, когда результаты труда оцениваются по косвенным показателям;
2. усовершенствовать критериальный аппарат процедуры оценки результатов труда;
3. устранять причины, а не последствия неудовлетворительных результатов труда отдельных сотрудников.