1. предоставления наемным работникам гарантий занятости, в частности защиты от обоснованного отказа в приеме на работу и от необоснованного увольнения;
2. установление стандартов условий труда и порядка расчета компенсационных выплат за работу во вредных и тяжелых условиях труда;
3. продолжительности рабочего времени, в том числе с учетом специфики рабочей силы отдельных социально-демографических групп гражданам (женщин, в том числе имеющих малолетних детей; инвалидов, подростков).
Предприятия, не имевшие ранее потребности в разработке большинства видов трудовых нормативов, не имели и соответствующего опыта. В результате привычка к детальной регламентации всех элементов трудовой деятельности работника со стороны государства привела к неготовности специалистов в области труда и заработной платы решать данные проблемы на уровне организации самостоятельно.
На сегодняшний день подавляющее большинство преуспевающих и стабильно работающих предприятий и организаций страны располагают развитой системой внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов, которые в совокупности с мерами государственного регулирования социально-трудовых отношений позволяют решить подавляющее большинство проблем в области организации труда.
Система внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов формируется под влиянием:
1. государственных трудовых стандартов и нормативов;
2. государственных и отраслевыхстандартов производственной деятельности(еслиони существуют в данном виде бизнеса);
3. внутрифирменных стандартов производственной деятельности;
4. стандартами трудовых отношений, реализуемыми на различных уровнях социального партнерства.
Формирование системы внутрифирменных стандартов и нормативов является одним из важнейших шагов на пути создания разнообразных систем оценки, которые позволяют осуществить внутренний аудит деятельности организации, выявить слабые и сильные стороны этой деятельности, наметить пути дальнейшего развития. В системе оценки деятельности организации одну из ключевых позиций занимает оценка результатов труда персонала. Её реализация требует рационализации комплекса внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов.
При использовании этого метода оценка работы персонала заключается в установлении стандартов или нормативов и в последующем сравнении рабочих показателей каждого работника с этими стандартами. Данный метод чаще всего применяется в условиях производства. В целом в качестве рабочих стандартов должны устанавливаться также показатели, которые могут быть достигнуты средним работником. Рабочие стандарты призваны определить, каким должен быть нормальный результат работы за единицу времени (рабочий день, неделю, месяц, год). В таблице 1.1 приводятся примеры рабочих стандартов.
Таблица 1.1 – Образцы рабочих стандартов
Рабочие стандарты | Условия применения |
1 | 2 |
Средняя производительность (дневная норма выработки) рабочей группы/бригады |
Когда задания, выполняемые всеми индивидами, одинаковы или почти одинаковы |
Средняя производительность труда (норма выработки) одного работника |
Когда работники выполняют одни и те же задания, а оценка и усреднение результатов всей группы громоздки и требуют больших затрат времени |
Объем выполненной работы за единицу времени |
Работы, предполагающие выполнение повторяющихся заданий |
Рабочие стандарты для каждого вида работ |
Нециклические типы работ, где выполняется много различных заданий |
Преимущество подхода по формированию внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов, состоит в том, что в данном случае оценка эффективности работы персонала основывается на объективных показателях. При этом, чтобы успешно использовать стандарты для оценки рабочих показателей, они должны быть не только хорошо обоснованы, но и восприниматься работниками как справедливые.
Одним из наиболее часто употребляемых трудовых стандартов можно считать профессиограмму, представляющую собой документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещении должности. По своей структуре профессиограмма состоит из:
1. модели работника, отражающей его профессиональные, деловые и личные качества;
2. модели должности, отражающей функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.
В профессиограмме, таким образом, находят отражение профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих сотрудников. В практике деятельности организаций по составлению профессиограмм можно выделить следующие подходы к ее формированию:
- эмпирический. Его особенностью является экспериментальное выявление профессионально значимых качеств. Профессионально-значимые качества могут ранжироваться по уровню значимости для конкретной профессии или должности (например, как обязательные, желательные или безразличные или по 10-балльной шкале оценки);
- аналитический, базирующийся на логическом анализе операционно-технологической структуры профессии. В рамках данного подхода осуществляется поэтапный переход от описания характеристик профессии к описанию требований к человеку, что позволяет при определении перечня профессионально значимых качеств «отбирать нужные», а не «удалять лишние» как при эмпирическом подходе;
- совещательный, который реализуется в рамках проведения экспертами коллегиального обсуждения возможного перечня профессионально значимых качеств. Определенным недостатком данною подхода является субъективизм и зависимость результатов от авторитета и умения вести дискуссию отдельными экспертами, а достоинством - быстрота реализации. [11, с.93]
Независимо от того, какой подход реализует конкретная организация при разработке профессиограмм, целесообразно сформировать их банк, отражающий все разнообразие профессий и должностей, задействованных в производственной деятельности. Использование профессиограмм в процессе оценки результатов труда позволит выявить причины, как выдающихся успехов, так и досадных неудач работника в тех случаях, когда эти причины порождены несовпадением характеристик рабочего места (должности) и характеристик исполнителя.
При составлении профессиограмм их необходимо подкреплять своеобразными шкалами, позволяющими оценить необходимую степень выраженности того или иного профессионально значимого качества для занятия конкретной должности.