Динамика поставок автомобилей LADA на экспорт представлена на рисунке 2.3.[10]
В 2007 году на экспорт отгружено 106 893 автомобиля. По сравнению с 2006 годом увеличение поставок составило 7,9%.
Географию поставок автомобилей LADA составили 26 стран дальнего зарубежья и 10 стран СНГ. 14% экспорта автомобилей LADA пришлось на страны дальнего зарубежья, 86% в страны СНГ.
За 2007 год в странах Европы отмечен рост поставок в следующие страны: Германия (53%), Турция (34%). В странах СНГ объем поставок вырос в такие страны как Узбекистан (232%), Грузия (187%), Кыргызстан (75%), Казахстан (26%).
Рис. 2.3 Динамика поставок автомобилей LADA на экспорт
По итогам одиннадцати месяцев 2008 года, в Германии продано свыше 2 050 автомобилей LADA, что на 12,8% больше показателя за тот же период 2007 года. При этом реализация автомобилей АВТОВАЗа в этой стране впервые за последние годы превысила 2-тысячный рубеж.
Рост продаж вазовской продукции в Германии обусловлен началом экспорта новых комплектаций автомобилей LADA 1117, LADA 1118 и LADA 1119 (в России – семейство LADA KALINA), а также выходом на рынок новых моделей АВТОВАЗа - LADA 2170 и LADA 2172 (в России – семейство LADA PRIORA).
Так, летом 2008 года начались поставки в эту страну автомобилей LADA 1117, LADA 1118 и LADA 1119, оснащенных двигателем 1,4 литра, антиблокировочной системой тормозов, климатической установкой и другими новыми опциями. К экспорту автомобилей LADA 2170 и LADA 2172 АВТОВАЗ приступил во второй половине нынешнего года. В целом поставки автомобилей LADA в Германию за одиннадцать месяцев 2008 года увеличились на 15,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
По итогам января-ноября 2008 года АВТОВАЗ отправил на экспорт свыше 102,2 тысячи автомобилей LADA, что на 4,1% выше показателя за аналогичный период 2007 года.[15]
Производство и поставка автокомплектов и силовых агрегатов на предприятия внешней сборки в России и за ее пределы является одним из важнейших направлений производственно-хозяйственной деятельности ОАО «АВТОВАЗ». В таблице 2.6 представлены поставки автомобилей и автокомплектов на экспорт.
Таблица 2.6 – Поставка автокомплектов на экспорт, %
Регионы | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ю.Америка | 0,9 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
СНГ | 91,1 | 97,4 | 96,7 | 97,1 | 95,3 |
Африка | 8,0 | 2,6 | 3,3 | 2,9 | 4,7 |
ВСЕГО | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
ИТОГО, тыс. шт. | 113 | 157 | 167 | 186 | 177 |
По итогам 2008 года на предприятия внешней сборки поставлено 112 158 шт. машинокомплектов и силовых агрегатов.
Кроме поставок комплектов на внутренний рынок, ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет поставки автокомплектов в такие страны, как Украина, Казахстан и Египет.
Это позволяет сохранить выпуск остающихся востребованными рынком моделей LADA и в тоже время освободить мощности для производства новых семейств. Принимая решение по организации внешней сборки, ОАО «АВТОВАЗ» учитывает целый ряд экономических и социальных факторов в странах.
В 2008 году поставлено на предприятия внешней сборки в страны дальнего зарубежья и СНГ в общей сложности 70 160 единиц сборочных комплектов. По сравнению с 2007 годом объем поставок снизился на 19%. Из них:
- отгружено на сборочные заводы Украины – 63 078 шт. (LADA 2104, 2107, LADA Samara, LADA 110, LADA 4х4).
- на сборочный завод в Казахстане – 3 770 шт. (LADA Samara, LADA 4х4).
- на сборочный завод в Египте – 3 312 шт. (LADA 2107, LADA 110).
В целом проведенный анализ хозяйственной деятельности показал удовлетворительное состояние предприятия.
2.2 Анализ использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
в ОАО «АВТОВАЗ» на примере ремонтного цеха 48/3
Анализ использования трудовых ресурсов в цехе 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ».
Проанализируем эффективность использования трудовых ресурсов. Для этого проведем анализ использования фонда рабочего времени, производительности и рентабельности персонала на примере структурного подразделения предприятия, а именно, цеха 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ».
Полное фирменное наименование анализируемого подразделения:
Цех 48/3 сборочно-кузовного производства ОАО «АВТОВАЗ».
Сборочно кузовное производство является структурным подразделением ОАО «АВТОВАЗ». Сборочно-кузовное производство – самое крупное подразделение предприятия. В цехах СКП отдельные узлы собираются в единое целое, и плод работы коллектива предприятия – новый автомобиль – сходит с конвейера. Сегодня в сборочно-кузовном производстве осуществляется сварка, окраска и сборка моделей. Приоритетное направление в деятельности СКП – работа над качеством. Сегодня в технологии сборки используется новая система контроля качества.
Цех 48/3 является инструментальным цехом. В этом цехе происходит изготовление оснастки. Большинство механических деталей серийного автомобиля изготавливается путем литья или штамповки с помощью так называемой оснастки - прессформ, матриц, пуансонов и т. п. Когда оснастка есть, не составляет труда создать нужное количество копий деталей. Однако само производство оснастки представляет собой достаточно сложный процесс, выполняемый в инструментальных цехах и функциональных отделах. При изготовлении оснастки используются станки с ЧПУ, выполняющие токарные, фрезерные, а также электроэрозионные операции - в сущности, это универсальные комбайны, способные сделать любую деталь.