Коэффициент оборота по приему для приведенных данных составит:
Коэффициент оборота по выбытию:
Коэффициент постоянства кадрового состава:
Коэффициент закрепленности:
Излишний оборот, т.е. текучесть кадров составила – 25 чел (24+1), а коэффициент текучести кадров:
На основании приведенных расчетов можно сделать следующие выводы: в целом ситуация в цехе 48/3 относительно текучести кадров неблагоприятная, поскольку коэффициент текучести превышает предел естественной текучести кадров – 3-5% в год, а в нашем случае это 13%.
Следует отметить, что большую долю в объеме общего числа уволившихся занимает число уволенных по собственному желанию – 72,8%, следовательно, необходимо изучить причины вызывающие излишний оборот текучести кадров.
Однако нередко в показателе «текучесть» скрыты увольнения, связанные с переменой труда. Перемена труда обусловливается потребностями развития производства, в связи с чем работник переходит из одной отрасли в другую, от одной машины – к другой, более совершенной. Излишняя текучесть кадров – результат недостатков в организации труда либо недисциплинированности работников.
Необходимо рассчитать экономический ущерб, вызванный текучестью кадров в цехе 48/3. Его можно определить с помощью следующих расчетов:
1. Потери, вызванные перерывами в работе, определяются как произведение трех показателей: среднедневной выработки, приходящейся на одного работника, средней продолжительности перерывов в работе, вызванных текучестью, и числа работников, выбывших по причине текучести:
руб.
2. Потери, обусловленные необходимостью обучения и переобучения новых работников, исчисляются как произведение затрат на обучение, доли текучести в общем числе выбывших, деленное на коэффициент изменения численности работников в отчетном году по сравнению с базовым:
руб. на одного работника.
3. Затраты по проведению оргнабора в результате текучести, определяется как произведение затрат на оргнабор и доли текучести в общем числе уволившихся, деленное на коэффициент изменения численности работников:
руб. на одного работника.
Как следует из расчетов, потери, возникающие в результате текучести кадров в цехе 48/3, могут достигать: 443835 + (11849,46 + 641,50) × 25 = 471721,96 руб. ежегодно.
На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что на предприятии довольно высокие показатели текучести кадров, в следствии чего предприятие несет убытки.
Анализ фонда заработной платы в цехе 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ».
С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства.
В связи с этим анализ использования средств на оплату труда на каждом предприятии имеет большое значение. В процессе его следует осуществлять систематический контроль за использованием фонда заработной платы (оплаты труда), выявлять возможности экономии средств за счет роста производительности труда и снижения трудоемкости продукции.
Таблица 2.14 - Анализ использования средств, направляемых на
потребление по цеху 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ»
Вид оплаты | Сумма, руб. | ||
2008 год | Отклонение | ||
План | Факт | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Фонд оплаты труда | 12203004 | 12845267 | 642263 |
По тарифным ставкам и окладам | 5305644 | 5584888,42 | 279244,42 |
Доплата за сданную продукцию | 303008,4 | 318956,2 | 15947,8 |
Надбавка за вып. индивид. показателей | 410400 | 432000 | 21600 |
Допл. за условия и интенсивность труда | 547209,6 | 576009,4 | 28799,8 |
Премия за выполнение норм. задания | 1590000 | 1673684,2 | 83684,2 |
Премия РСиС за осн. рез. хоз. деятельности | 102366 | 107753,6 | 5387,6 |
Доплата за сверхуроч. время | 1347600 | 1418526,3 | 70926,3 |
Доплата за работу в ночную смену | 547200 | 576000 | 28800 |
Доплата за временное заместительство | 693600 | 730105,2 | 36505,2 |
Доплата за учеников и учащихся | 280800 | 295578,9 | 14778,9 |
Вознаграждение за работу в выходные и праздничные дни | 1075202,4 | 1131792 | 56590 |
2. Средства материального поощрения | 180000 | 189473,6 | 9473,6 |