Функциональная подсистема финансового менеджмента направлена на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений в системе малой фирмы. Финансовый менеджмент в системе малого предпринимательства представляет собой процесс выработки цели управления финансовыми ресурсами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Таким образом, сам финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления финансовыми ресурсами. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив другие варианты.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Объектом управления в финансовом менеджменте является совокупность условий осуществления денежного оборота, движения финансовых ресурсов и осуществления финансовых отношений.
Функция организации деятельности малой фирмы предполагает обеспечение слаженности всех действий и элементов малого предприятия: рациональной организации труда, обеспечения производства сырьем и материалами, применения прогрессивных технологий, оптимальной структуры производства и управления. Содержанием организационной функции является устройство, соединение, упорядочение, приведение в систему всех элементов производственной системы: труда людей, работы машин, производства, экономических ресурсов. Функция организации по отношению к управляющей системе называется организацией управления. Под организацией управления следует понимать создание или приведение системы управления в состояние необходимой упорядоченности и единства взаимодействия ее элементов, обеспечивающих эффективный режим функционирования процесса управления и поддержания ее в этом состоянии.
Функция контроля в предпринимательской деятельности осуществляется с целью оценки достигнутых результатов деятельности (производственных, коммерческих, финансовых), определения конкретного вклада сотрудников предприятия в результаты конечной деятельности, выявления проблем, препятствующих достижению конечных результатов.
Функции и структура управления находятся в диалектическом единстве. При создании малой фирмы функции выступают основой для формирования структуры (подразделений, должностей, закрепления за ними прав, полномочий и ответственности). Органы управления и их функции выражают организационную структуру предприятия, генезис развития которой зависит от стадии роста малой фирмы.
Организационная структура управления представляет собой сочетание формальной и неформальной структур. В данном исследовании рассматриваются в основном формальные структуры, основным назначением которых является:
1. Определение заданий и их распределение между сотрудниками;
2. делегирование полномочий отдельным сотрудникам и группам для выполнения предписанных заданий;
3. Контроль за деятельностью подразделений;
4. Департаментализация - разделение деятельности и сфер контроля на различные направления по функциональному, продуктовому, региональному типу, по потребителям или проектам;
5. Формализация процесса управления в конкретных процедурах, предписаниях;
6. Организация системы коммуникаций;
7. Определение количества уровней управления в организации.
Размер предприятия и стадия его развития оказывают существенное влияние на выбор организационной структуры. Так, организационные структуры управления малыми фирмами характеризуются простотой и небольшим количеством уровней управления. Отсутствие громоздких управленческих структур является одним из преимуществ малого бизнеса, что дает возможность быстро реагировать на изменения окружающей среды, существенно уменьшить затраты на управление и осуществлять непосредственное управление, минуя промежуточные звенья. Любая малая фирма в своем развитии проходит пять стадий:
1. Основание;
2. Становление;
3. Достижение намеченных показателей;
4. Дальнейший рост;
5. Зрелость.
На стадии основания основной проблемой является борьба за потребителей. Так, для строительной фирмы очень важно найти своих заказчиков и инвесторов, потребителей строительной продукции и услуг.
В отличие от других отраслей хозяйства, в строительстве очень редко возможна ситуация, когда продукция произведена, а потребитель еще не найден, так как возведение объектов осуществляется по заранее заключенным контрактам, необходимы маркетинговые усилия. Более того, в строительстве должна преобладать концепция маркетинга, ориентированная на активное воздействие на рынок и существующий спрос, формирование потребителей и потребительских предпочтений.
Поэтому справедливо отмечают некоторые авторы, что производитель продукции осуществляет функцию ее адаптации к меняющимся условиям рыночного спроса, а с другой - решает задачи воспроизводства спроса для обеспечения своих интересов.
Малый бизнес использует в своей жизнедеятельности существующую инфраструктуру экономики страны и предпринимательства в целом. Транспортные, телекоммуникационные, банковские и иные инфраструктурные системы используются всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и предприятиями малого бизнеса. Последние находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможностей на равных конкурировать с более крупными компаниями по таким параметрам, как доступ финансовым ресурсам и государственным инвестициям, исследование конъюнктуры рынка, освоение новой продукции, обучение кадров, приобретение современных технологий, осуществление научно-технических разработок, получение и анализ информации и т.д.
Для минимизации негативного воздействия этих факторов, а также для раскрытия внутренне присущего малому бизнесу динамизма и гибкости необходимо развитие инфраструктуры, ориентированной на малый бизнес. Она включает систему специализированных институтов, помогающих разработке и реализации государственной политики в сфере малого предпринимательства, которые создаются и действуют при государственном участии либо по инициативе самих предпринимательских кругов (фонды, кредитные, страховые и гарантийные учреждения, технологические парки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны и полигоны, учебные, консультационные, информационные, обслуживающие структуры и т.д.).
Целью формирования инфраструктуры малого бизнеса является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки в различных направлениях: информационном,, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг.
Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса. Инфраструктура малого бизнеса выполняет важную социальную функцию, поэтому ее создание и развитие, как правило, полностью или частично финансируется за счет государства с привлечением средств и возможностей объединений предпринимателей, а также финансовых ресурсов из частных источников на некоммерческой основе (субсидирование, гранты, благотворительность и т.п.).