Продолжение таблицы 2
Жамбылская |
116463 |
17786 |
53124 |
45553 |
Западно-Казахстанская |
55256 |
16846 |
28435 |
9975 |
Карагандинская |
114747 |
36198 |
57308 |
21241 |
Костанайская |
92019 |
21565 |
60059 |
10395 |
Кызылординская |
38218 |
15708 |
19095 |
3415 |
Мангистауская |
41753 |
23822 |
16899 |
1032 |
Павлодарская |
76651 |
21373 |
46730 |
8548 |
Северо-Казахстанская |
52367 |
15324 |
29042 |
8001 |
Южно-Казахстанская |
231552 |
31580 |
54197 |
145775 |
г.Астана |
107014 |
44696 |
62314 |
4 |
г.Алматы |
237625 |
103041 |
134511 |
73 |
Численность занятых в малом предпринимательстве уменьшилась на 4,7% и составила 1726,2 тыс. человек. Снижение численности занятых в малом предпринимательстве на 1 января 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено в Южно-Казахстанской (на 10,9%), Актюбинской (на 9,3%), Акмолинской (на 6,1%) областях, в городе Астана (на 11,9%), в городе Алматы (на 6,1%).
К сожалению, не преодолена тенденция ухода малого предпринимательства в теневой сектор экономики из-за несовершенства налоговой политики, криминализация бизнеса. Попытки управления становлением предпринимательства часто носят эпизодический и ненаучный характер. Не была отработана система защиты предпринимателя и его собственности от посягательств. Причины этого не только в ограниченности финансовых средств, выделяемых на поддержку предпринимательской деятельности, в слабом развитии инфраструктуры, но и в том, что вовремя не была выработана последовательная государственная стратегия поддержки предпринимательства. Не были выявлены отраслевые, региональные приоритеты. Предпринимательство не было определено как «полюс интенсивного роста», на который следовало бы воздействовать, чтобы вызвать бурный подъем экономики. Кроме того, отсутствовала обратная связь с предпринимательскими структурами. Не проводился мониторинг происходящих процессов, их идентификация и системный анализ. Не была налажена адекватная статистика. Налицо были просчеты как стратегического, так и тактического характера.
Поэтому для преодоления негативных явлений, накопившихся в сфере малого бизнеса, Указом Президента Республики Казахстан №3036 от 18 июля 1996 года «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий предпринимательской деятельности» гражданам Казахстана были предоставлены дополнительные государственные гарантии по либерализации предпринимательской деятельности, приняты меры по защите от незаконного вмешательства в бизнес бюрократических структур [23].
Как известно, в развитых странах мира, малый бизнес является стержнем экономики, который и образует средний класс общества. Малые и средние предприятия за рубежом составляют почти 99% от всех субъектов экономики, тогда как в Казахстане по итогам 2008 года субъекты малого бизнеса составляют 92 %, что приближается к мировым показателям. Однако, если доля МСП и ВВП страны в развитых странах мира колеблется в пределах 45-55%, то в Казахстане доля малого бизнеса всего 17% от ВВП страны. Уровень занятости в МСП там составляет 50-70% экономически активного населения, а в Казахстане этот показатель не превышает 21%. Количество МСП на 1000 человек в странах ОЭСР составляет 50-80 предприятий, тогда как в Казахстане оно составляет 42 предприятие. По данным статистики, вклад малого бизнеса в ВВП страны за 2001 – 2007 гг. вырос более чем в 5 раз (с 0,4 до 2,0 трлн. тенге), составив 15,7% от ВВП страны [32].
По данным Агентства РК по статистике, за период с 2002 по 2007 год в стране наблюдается почти удвоение числа зарегистрированных МП – 366 до 740 тыс. ед. Однако, доля численности действующих МП за этот период осталась практически неизменной – на уровне 76-77%. Численность активных субъектов МП достигла 680,1 тыс. ед., увеличившись почти в 2 раза, и составила чуть более 91% от общей численности всех хозяйствующих субъектов в стране. Отраслевая структура малого предпринимательства в стране за рассматриваемый период практически не изменилась: до 40% она представлена торговлей и ремонтом автомобилей, бытовых изделий; почти 2,3% в обрабатывающей промышленности, и только 3-4% в строительстве и промышленности [33].
В Казахстане малый бизнес сформирован практически за исторически короткий срок. Достигнута главная стратегическая цель – возможность заниматься предпринимательством стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан РК. По состоянию на 1 января 2007 года в Казахстане было зарегистрировано 680,4 тысяч субъектов малого предпринимательства, а число занятых в этой сфере составило 1,8 миллиона человек или около 12% населения страны. Доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП страны возросла до 17% [33]. Приведенные данные свидетельствую о том, что малый и средний бизнес стал существенным фактором устойчивого развития рыночной экономики.
Нестабильность на мировых финансовых рынках, начавшаяся во второй половине 2007 года, повлияла на темпы развития Казахстана. Это проявилось в снижении возможностей отечественных банков привлекать внешние финансовые ресурсы, а, следовательно, сокращении объемов кредитования внутренней экономики. Помимо этого, в результате резкого скачка цен на мировом рынке продовольственных товаров существенно усилилось инфляционное давление на экономику.