2. Запрограммированные решения. На ТОО «Авега Казахстан» это результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения.
3. Незапрограммированные решения. Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных решений на ТОО «Авега Казахстан» можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных.
4. Интуитивное решение. Это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.
5. Решения, основанные на суждениях. Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не очень очевидна. На ТОО «Авега Казахстан» решение, основанное на суждении,- это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.
6. Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса [1].
Этапы рационального решения проблемы на ТОО «Авега Казахстан»:
1. Диагностика проблемы,
2. Формулировка ограничений и критериев для принятия решения,
3. Выявление альтернатив,
4. Оценка альтернатив,
5. Окончательный выбор.
Есть и другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений на ТОО «Авега Казахстан»:
Личностные оценки руководителя;
1. Среда принятия решения (риск, определенность, неопределенность, время и изменяющаяся среда);
2. Информационные ограничения;
3. Поведенческие ограничения;
4. Негативные последствия;
5. Взаимозависимость решений.
Следовательно, решение - это выбор альтернативы, а принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. А также во имя пользы решения на ТОО «Авега Казахстан» следует принимать быстро, но не опережая время. Выяснилось, что получение дополнительной информации требует времени и денег, а поскольку способность человека усваивать и использовать ее ограниченна, такая информация не всегда способствует принятию решений. Руководитель должен решить – оправдает ли выгода от более качественного решения затраты на получение дополнительной информации. Поведенческие факторы, например, негативное отношение к чему-либо или к кому-либо, личностные пристрастия и барьеры восприятия информации, являются распространенными ограничениями на пути принятия эффективных для организации решений. Каждое важное решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой. Важное решение потребует многочисленных последующих решений и повлияет на все сегменты организации. Эффективно работающий руководитель должен понимать взаимозависимость решений и выбирать альтернативы, которые вносят наибольший вклад в дело достижения общих целей организации.
Проблемам управления на уровне фирмы посвящено немало исследований. Одной из наиболее распространенных точек зрения в последнее время является тенденция рассматривать управление, как реализацию определенных функций. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Функциональный подход к разработке многоуровневой системы управления предпринимательством реализуется через формирование таких функциональных подсистем, как стратегический менеджмент, финансовый менеджмент, организационный менеджмент, разработка бизнес-плана и маркетинг в системе малого предпринимательства.
На уровне фирмы процесс управления состоит из двух этапов: управление созданием фирмы, управление функционированием фирмы.
Такой подход обусловлен тем, что на этапе создания предприятия необходимо провести большую подготовительную работу с целью заложить основы эффективного функционирования предприятия в будущем. На этапе функционирования предприятия необходимо создать соответствующие механизмы управления для каждой стадии развития предприятия, в том числе на стадии становления, достижения проектируемых показателей, стадии дальнейшего роста и стадии зрелости. В научной литературе нет единства мнений относительно состава функций управления малой фирмой и их определения. В наших исследованиях мы остановились па таких функциональных подсистемах, как стратегический менеджмент, бизнес-планирование, функция маркетинга, финансовый менеджмент, организация и контроль.
В самом общем виде, функции управления малой фирмы - это специализированные виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ, совокупность действий которых направлена на достижение частной цели управления. Критерием выбора тех или иных функций управления малой фирмы является ее полезность, необходимость и оправданность. Надо иметь в виду, что в малой фирме набор функций управления, как правило, представлен не в полном объеме, что объясняется небольшими объемами производства, небольшой численностью персонала.
Функции, выполняемые в малой фирме, можно разделить на 5 основных групп - планирование, том числе стратегическое и бизнес-планирование, маркетинговая функция, финансовая функция, организация и контроль. Конкретной реализации указанных функций в системе управления малой фирмой посвящена вторая часть данного исследования. Рассмотрим только некоторые методологические подходы к формированию функций управления малым бизнесом. Планирование деятельности малой фирмы представляет собой выбор целей предприятия и его стратегии, а также программы и процедуры по реализации выбранных целей.
С помощью функции планирования малое предприятие решает для себя следующие три вопроса:
1. Где находится организация в настоящее время? С целью ответа на этот вопрос делается анализ сильных и слабых сторон организации;
2. В каком направлении будут развиваться организации? На этом этапе формулируются цели организации;
3. Как организация может обеспечить выполнение поставленных целей?
С помощью планирования предприниматель стремится установить основные направления усилий и принятия решений, которые обеспечивают единство цели для всех работников малой фирмы. В качестве инструмента стратегического планирования в мировой и отечественной практике хорошо себя зарекомендовали бизнес-планы, которые представляют собой моделирование развития бизнеса, как при его создании, так и при функционировании малого предприятия. В качестве важнейшей функции бизнес-плана является возможность его использования для разработки стратегии бизнеса, что особенно важно на этапе создания предприятия, выбора основного направления деятельности.
Маркетинговая функция малой фирмы заключается в том, что задолго до появления продукции необходимо провести соответствующие маркетинговые исследования на предмет выявления спроса на те или иные виды продукции или услуг. Так, например, несмотря на то, что в отличие от других отраслей хозяйства, в строительстве очень редко возможна ситуация, когда продукция произведена, а потребитель еще не найден, так как возведение объектов осуществляется по заранее заключенным контрактам, необходимы маркетинговые усилия. Более того, в строительстве должна преобладать концепция маркетинга, ориентированная на активное воздействие на рынок и существующий спрос, формирование потребителей и потребительских предпочтений. Поэтому справедливо отмечают некоторые авторы, что производитель продукции осуществляет функцию ее адаптации к меняющимся условиям рыночного спроса, а с другой - решает задачи воспроизводства спроса для обеспечения своих интересов.