ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент в упрощенном понимании — это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент — по-русски «управление» — функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент — это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от слова «менеджер» — это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
За рубежом значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о «революции менеджеров», когда оказалось, что существуют корпорации-гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и сфере нововведений. Для большинства населения это еще и работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и наряду с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Например, в России сегодня в малом бизнесе занято около 12 млн. человек. Умело управлять им — значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать — тоже вопрос эффективного менеджмента.
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес. Бизнес — это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. «Управление бизнесом» (business management) — это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин business administration, который можно перевести как «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, правильнее использовать термин public administration — «государственное управление».
Бизнесмен и менеджер — это не одно и то же. Бизнесмен — это тот, кто «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации, но является владельцем ее акций и, может быть, состоит членом ее правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса — предпринимательство. Этот вид деятельности еще больше связывается с личностью человека — предпринимателя, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя риск. Различия между менеджером и предпринимателем будут очень велики, если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, но они в определенной мере стираются, если он придерживается предпринимательского стиля управления. Решить это противоречие пока удается очень немногим фирмам.
Актуальность данного исследования обусловлена той ролью, которую играет менеджмент в малом бизнесе во всех экономически развитых странах.
Целью исследования данного дипломного проекта является изучение малого предпринимательства, роли менеджмента в его развитии.
Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и особенности малого бизнеса в рыночной экономике.
2. Исследовать роль менеджмента в малом бизнесе на примере ТОО «Авега Казахстан».
3. Рассмотреть пути и перспективы развития малого бизнеса.
Объектом исследования данного дипломного проекта является ТОО «Авега Казахстан».
Предмет исследования – роль менеджмента в малом бизнесе в рыночной экономике.
Понятие «малое» - это качественная характеристика. Экономисты и юристы всегда стремятся конкретизировать все признаки и понятия, устраняя неясности.
Малое предприятие должно быть определено конкретным признаком. Таким признаком обычно принимают число работающих. В различных странах для конкретных хозяйственных ситуаций максимально допустимое число работников на малом предприятии оговаривается законом. Чаще всего под малым предприятием понимают предприятие с числом работников менее 50 человек, но имеются примеры, где число работников допускается до 200 человек, и где их должно быть не более 15 чел. Это зависит от сферы деятельности предприятия [29].
С 1997 г. Законом РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» было определено, что «субъектами малого предпринимательства являются юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью со среднегодовой численностью работающих не более 50 человек» и в следующих организационно-правовых формах:
1. Полное товарищество;
2. Коммандитное товарищество;
3. Товарищество с ограниченной ответственностью;
4. Товарищество с дополнительной ответственностью;
5. Производственные кооперативы [21].
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малое предприятие не является особой хозяйственной формой. Его выделение обусловлено масштабами деятельности, особенностями в организации работы, льготами со стороны государства.
Для деятельности руководителя малой фирмы характерны:
1. Свобода в выборе направлений и методов работы;
2. Ориентация на достижение коммерческого успеха;
3. Опора на свои собственные знания;
4. Интуиция при выборе вариантов действий;
5. Огромная самоотдача (сил, времени);
6. Ответственность за принимаемые решения и их последствия;
7. Связь с деятельностью предприятия всей своей жизни;
8. Постоянный контроль за работой предприятия;
9. Стремление к прямым контактам со всеми работниками [28].
Для предпринимателя предприятие и он сам воспринимаются как одно целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя.