В конце 2007 года Казахстан столкнулся с первой волной финансового кризиса. Правительством, Национальным Банком и Агентством по финансовому надзору Республики Казахстан оперативно был принят и реализован комплекс первоочередных мер, направленных на смягчение негативных последствий нестабильности на мировых финансовых и товарных рынках, из государственного бюджета было выделено около 550 млрд. тенге. Данная мера позволила удержать малый бизнес от массового банкротства из-за отсутствия кредитования со стороны банков второго уровня.
Вторая волна финансового кризиса, спровоцировавшая глобальный дефицит ликвидности, вышла за рамки мировой финансовой системы и оказала существенное негативное влияние на реальный сектор. В результате этого наблюдается значительное замедление темпов роста мировой экономики и, как следствие, снижение глобального спроса на товары и услуги. Это потребовало принятия новых дополнительных мер по стабилизации и оздоровлению отечественной экономики, который определяет комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.
Для поддержания деловой активности малого и среднего бизнеса было обеспечено финансирование их проектов на сумму порядка 155 млрд. тенге, была оперативно решена проблема ликвидности и обеспечен необходимый уровень готовности национальной банковской системы к последующим внешним рискам.
С учетом реализации комплекса первоочередных мер за 9 месяцев 2008 года прирост ВВП составил около 4%. Уровень безработицы сохраняется на невысоком уровне и не превышает 7%. Удалось стабилизировать рост потребительских цен. Уровень инфляции за 10 месяцев 2008 года составил 8,8%, что соответствует годовому прогнозу не более 10% [33]. Казахстанские банки успешно выполняют все свои внешние и внутренние обязательства. В условиях сокращения финансирования экономики со стороны отечественных финансовых институтов будет продолжено оказание поддержки малому бизнесу. Государственная поддержка будет оказываться всем субъектам малого бизнеса, независимо от их отраслевой принадлежности.
Во-первых, Фонд «Самрук-Казына» дополнительно выделит в 2009 году на эти цели 1 млрд. долл. США (120 млрд. тенге). В рамках выделяемых средств 70% будут направляться на рефинансирование текущих проектов и 30% - на реализацию новых проектов. Операторами всех программ по кредитованию малого бизнеса выступят банки второго уровня. Лимит на финансирование одного проекта в рамках выделяемых Фондом «Самрук-Казына» средств будет увеличен с 3-х до 5 млн. долл. США. Правительством совместно с Фондом «Самрук-Казына» будут приняты меры по стабилизации ставок вознаграждения для малого бизнеса до докризисного уровня (не более 14%), а также пересмотрены все принятые программы по поддержке малого бизнеса с фиксацией эффективной ставки. Будет внедрен механизм гарантирования Фондом развития предпринимательства «Даму» предоставляемых малому бизнесу кредитов.
Во-вторых, Фонд «Самрук-Казына» разработает программу микрокредитования в сельской местности, в том числе кредитования сельских предпринимателей.
В-третьих, с целью обеспечения субъектов малого бизнеса стабильными заказами им будет предоставлен доступ к государственным заказам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний в рамках действия нового закона «О государственных закупках». Будет усилена работа с недропользователями и сервисными компаниями по увеличению казахстанского содержания.
В-четвертых, Правительство продолжит работу по снижению административных барьеров для развития предпринимательства и дальнейшему совершенствованию разрешительной системы.
Данные меры будут способствовать стабильному развитию малого бизнеса, окажут влияние на создание благоприятного инвестиционного климата и стимулирование роста экономической активности, что в свою очередь положительно повлияет на экономический рост страны в целом, что является залогом успешного преодоления последствий мирового кризиса [34].
Управление - это умение добиваться поставленных целей, направляя труд и интеллект работников и создавая мотивацию поведения людей, работающих в организации. Осознание роли менеджмента совпадает по времени с выделением предпринимательской способности как важного объединяющего фактора производства. К факторам производства относятся те ресурсы, которые необходимы для осуществления процесса производства (труд, капитал, земля и другие природные ресурсы, информация). Особый фактор производства, соединяющий в процессе производства все остальные факторы в единую систему, - предпринимательство (рисунок 3).
Предпринимательской способностью называют способность принимать решения и рисковать. Именно предприниматели в рыночной экономике принимают на свой страх и риск главные решения, касающиеся выбора сферы, направлений и методов деятельности. Специфика успешного предпринимательства в малом бизнесе заключается в многогранной деятельности бизнесмена, рискнувшего открыть и вести свой бизнес и готового отвечать за результаты своей деятельности. Предприниматель (он же собственник) является одновременно менеджером, экономистом, маркетологом, финансистом, производственником, юристом и должен уметь самостоятельно принимать решения с учетом каждой из перечисленных ролей.
Рисунок 3 - Соединение факторов производства
Предприниматель и менеджер (так же как и предпринимательство, и менеджмент) не синонимы. Многим предпринимателям (особенно в малом бизнесе) одновременно приходится быть и менеджерами. Однако даже удачные предприниматели могут оказаться посредственными управляющими, а предприимчивый, профессиональный менеджер может добиваться эффективных изменений. Предприимчивость требуется на каждом уровне управления, и если на среднем или нижнем уровнях менеджеры не могут или не хотят рисковать, реализовывать новые идеи (технологии), то это в значительней мере снижает предпринимательский потенциал предприятия. Организационно-управленческая деятельность требует наличие у менеджера профессиональных знаний, навыков и опыта работы. Если личностные и профессиональные качества предпринимателя отвечают требованиям, предъявляемым к менеджеру, то он может успешно выполнять функции менеджера и быть предпринимателем. В противном случае предприниматель, будучи собственником (хозяином или держателем контрольного пакета - акций), передает функции управления профессиональному менеджеру. Мировая практика подтверждает, что людей, склонных к предпринимательству, не выше 7-8% всех работающих.
Предприниматель, будучи собственником и представляя фирму в разных инстанциях, взаимодействует с разными элементами внешней среды, к которой относятся покупатели, поставщики, кредиторы, арбитражные суды, местные органы власти, законодательные и правовые органы, местное общество, а также образовательные учреждения (школы, вузы и т.д.), сотрудники фирмы и др. Каждый элемент внешней среды требует от предпринимателя выработки особого поведения (стратегического, тактического, оперативного), от которого будет зависеть как краткосрочный, так и долгосрочный успех фирмы.