Элементы инфраструктуры малого бизнеса (рисунок 8) являются, по сути, каналами, по которым государственная поддержка в основных своих формах доводится до ее получателей – субъектов малого бизнеса. По этим же каналам одновременно осуществляется обратная связь, позволяющая в максимальной степени ориентировать всю систему на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса.
Инфраструктура малого бизнеса понимается именно как система организаций, цель которых – оказание содействия субъектам малого бизнеса. Как правило, содействие малым предприятиям и предпринимателям либо отдельным их категориям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты, бесплатные консультации, дешевая аренда, услуги по пониженным расценкам и т.п.). Именно это и выделяет инфраструктуру малого бизнеса из значительно более обширной совокупности организаций, специализирующихся на оказании деловых коммерческих услуг.
Основой инфраструктуры малого бизнеса реально могут стать государственные и государственно-общественные институты, обеспечивающие следующие главные функции:
1. Управление и контроль;
2. Финансирование;
3. Обратную связь государственных органов с малым бизнесом, защиту его интересов и консультативное обеспечение государственной политики в области малого бизнеса.
Рисунок 8 - Элементы инфраструктуры малого бизнеса
Как показывает опыт, для реализации государственной политики в этой области необходима институциональная структура государственной поддержки, основанная на разделении указанных функций. Базовыми элементами этой структуры являются:
1. Органы управления и контроля;
2. Финансовый орган;
3. Общественный орган (общественный совет по малому бизнесу).
Согласованные действия элементов такой институциональной структуры обеспечивают соответствие государственной политики, которая на каждом этапе реализуется в программах развития малого бизнеса, интересам государства (через орган управления), интересам малого бизнеса (через общественный орган) и гарантирует ресурсное обеспечение государственной политики в этой области (через финансовый орган).
Результатом осуществления программ поддержки, центральную часть которых обычно составляют программы создания и развития инфраструктуры малого бизнеса, являются создание разветвленной системы институтов, обеспечивающих потребности в ресурсах (финансовых, имущественных, технологических, кадровых, информационных и др.), в консультировании и благоприятном общественном мнении. Такая система, опирающаяся на описанные выше три базовых элемента государственной поддержки, и составляет инфраструктуру малого бизнеса.
Эффективность функционирования инфраструктуры и возможность реализации стоящих перед ней задач во многом зависят от продуманности схем ее создания и механизмов функционирования, комплексности предоставляемых услуг и других факторов.
Для западноевропейских стран характерны разнообразие элементов, формирующих инфраструктуру малого бизнеса, а также множество схем их построения и взаимодействия между собой. Какие-либо однозначные решения, которые можно считать оптимальными, и типовые схемы, применяющиеся в большинстве стран, практически отсутствуют (рисунок 9).
Программы
Рисунок 9 - Элементы инфраструктуры малого бизнеса
Однако в любой развитой системе поддержки малого бизнеса можно обнаружить сходные концептуальные подходы к формированию ее инфраструктуры:
1. Адекватность инфраструктуры уровню развития малого бизнеса и реальным потребностям предпринимателей (по пропускной способности, отраслевой и функциональной специализации и пр.);
2. Доступность объектов инфраструктуры для предпринимателей (по близости размещения территории);
3. Стоимость услуг, информированность о возможностях каждого элемента инфраструктуры;
4. Концентрация на наиболее острых проблемах деятельности предприятий малого бизнеса: финансовых (льготное кредитование, компенсация процентных ставок, гарантии, финансовый лизинг, финансовый менеджмент, финансовое и налоговое консультирование), имущественных (аренда помещений, лизинг оборудования, обустройство земельных участков для коммерческого использования), информационных (доступ к информационным сетям, трансфер технологий, выставочная деятельность), кадровых (подбор, подготовка и переобучение персонала, общий и специальный консалтинг);
5. Участие государства (национальных, региональных, муниципальных бюджетов) непосредственно через контролируемые организации в капитале объектов инфраструктуры малого бизнеса, частичное либо полное финансирование их текущей деятельности;
6. Распределение основных задач и, следовательно, различных видов объектов инфраструктуры по уровням при концентрации основного объема практической работы по поддержке малого бизнеса непосредственно на местном или региональном уровне;
7. Обеспечение координации деятельности и упорядочение функций различных объектов инфраструктуры на одной территории, следствием чего являются более эффективное использование ресурсов, комплексность и разнообразие оказываемых услуг, а также лучшая ориентация самих предпринимателей и возможностях этих элементов инфраструктуры;
8. Использование для развития инфраструктуры малого бизнеса ресурсов и средств государства, общественных и профессиональных объединений предпринимателей, крупных корпораций, научных учреждений и учебных заведений.
Сходство концептуальных подходов позволяет выделить из всего многообразия элементов инфраструктуры некоторые элементы, общие для большинства зарубежных стран. К ним относятся:
1. Финансовые институты, ориентированные на взаимодействие с малым бизнесом;
2. Системы информационного и консультационного обслуживания;
3. Бизнес-центры по развитию малого бизнеса;
4. Учебные центры по подготовке и переподготовке специалистов для работы на предприятиях малого бизнеса;
5. Бизнес-инкубаторы, производственные и технологические парки, технические центры и т.п.;
6. Специализированные фирмы по оказанию услуг предприятиям малого бизнеса (бухгалтерские и аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортоно-экспедиционные фирмы и т.п.).
Опыт зарубежных стран показывает успешность функционирования системы однородных элементов инфраструктуры в рамках целостной общегосударственной или международной сети. Например, создание в рамках ЕС единой сети инновационных предпринимательских центров (BIC) позволило применять при создании центров единые методики и сходные требования к отбираемым предпринимательским проектам, а также эффективно использовать финансовые ресурсы, распределяемые в рамках программ ЕС. Вхождение в такую сеть открывает много возможностей как перед самим инновационным центром, так и перед его пользователями. В частности, исключается необходимость создания в каждом центре собственных информационных банков по всем направлениям деятельности, облегчаются их актуализация и доступ предпринимателей к информации, появляются дополнительные возможности в проведении научных разработок, аккумулировании ресурсов. Предприниматели, пользующиеся услугами центров, получают возможность участия в различных программах ЕС и установления деловых связей с партнерами в других европейских странах, что существенно повышает конкурентоспособность малых предприятий в рамках общего рынка.