Рис.11. Пример детализации отношения «задание на выполнение ФЭЛП.
Построенная концептуальная модели системы управления анализа бизнеса обеспечивает:
• решение задач оперативного управления процессом анализа;
• интеграцию технической и организационно - экономической информации в едином банке данных;
• возможность сбора информации непосредственно на этапах анализа стоимости бизнеса и обратную передачу управляющих воздействий к элементам процесса анализа (в. т.ч. человеку посредством отчетов о выполнении операций ИС);
• повышение эффективности процесса анализа бизнеса в условиях групповой командной работы.
Выводы
1. На основе проведенного анализа информационного и инструментального обеспечения анализа стоимости бизнеса нами создана концептуальная модель комплексного анализа стоимости бизнеса.
2. Исследование предметной области определило набор критериев, характерных для моделирования системы анализа бизнеса.
Анализ показал, что свойства, присущие модели «сущность-связь» удовлетворяют требованиям построения концептуальной схемы исследуемой предметной области и тем самым данная модель применима в качестве инструмента концептуального моделирования информационной базы процесса аналитической деятельности.
3. Проведенное исследование показало, что в основу разработки методики построения КМ ИБ положены: агрегативно-декомпозиционный подход, позволяющий оперировать объектами или их агрегатами с заданным уровнем детализации; принцип выявления и разрешения противоречий, возникающих при совместном использовании информационных элементов предметной области (объект анализа, объект-аналог, метод анализа, цель анализа, показатель объекта анализа).
4. Анализ предметной области позволил также предложить методику построения концептуальной модели системы управления процессом анализа стоимости бизнеса, целью разработки которой является обеспечение информационной поддержки процесса управления групповой работой при реализации проектов оценки бизнеса, выполняемых аналитической компанией.
5. Предложенная концептуальная модель обеспечивает интеграцию технологической информации управления процессом анализа бизнеса с информационными элементами предметной области, что дает возможность планирования и эффективной организации информационного взаимодействия конкретных исполнителей на различных этапах аналитической деятельности с учетом используемых ими подходов к анализу.
Разработка и реализация предложенной в параграфе 2.1., методики построения концептуальной модели информационной базы комплексной системы анализа бизнеса в среде современных информационных технологий предполагает ставить соответствие элементов концептуальной модели объектам и метаданным открытой информационной системы.
В качестве инструмента реализации предложенной КМ информационной базы комплексной системы анализа бизнеса, предлагается использовать открытые прикладные системы.
Наиболее распространенной системой на сегодняшний день представляется система «1С:Предприятие», основной особенностью которой является ее конфигурируемость. Система «1С:Предприятие» представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Конкретный набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система «1С:Предприятие» выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные классы решаемых задач.
Система «1С:Предприятие» имеет компонентную структуру. Отдельные возможности, предоставляемые системой для решения задач автоматизации, являются базовыми, т.е. поддерживаются в любом варианте поставки системы. Это, прежде всего, механизмы поддержки справочников и документов. Другие возможности, являющиеся дополнительными, реализуются компонентами системы, например, ведение списка бухгалтерских счетов.
Всего существуют три основных компоненты: «Бухгалтерский учет», «Оперативный учет», «Расчет». Каждая компонента расширяет возможности системы своим специфическим набором объектов и методов. Эти механизмы нельзя однозначно сопоставить с конкретными задачами автоматизации предметной области, но они имеют достаточно четкую направленность, которая определяет выбор состава необходимых компонент для создания конкретной конфигурации.
Функционирование системы делится на два процесса — конфигурирование, обеспечивающее описание модели предметной области средствами системы, и исполнение, реализующее обработку данных предметной области.
При конфигурировании система оперирует такими универсальными понятиями - объектами, как «Документ», «Журнал документов», «Справочник», «Реквизит», «Регистр» и другие. Совокупность этих понятий и определяет концепцию системы.
На уровне системы определены сами понятия и стандартные операции по их обработке. Средства конфигурирования позволяют описать структуру информации, входящей в эти объекты, и алгоритмы, описывающие специфику их обработки для отражения различных особенностей учета.
В процессе конфигурирования формируется структура информационной базы, алгоритмы обработки, формы диалогов и выходных документов. Информационная структура проектируется на уровне предусмотренных в системе типов обрабатываемых объектов предметной области (константы, справочники, документы, регистры, перечисления, журналы расчетов, бухгалтерские счета, операции, проводки и др.).
Конфигурирование максимально использует визуальные средства настройки, а для описания специфических алгоритмов - языковые (программные) средства.
При работе пользователя в режиме исполнения конфигурации обработка информации выполняется как штатными средствами системы, так и с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования, что немаловажно при формировании пользователем собственных алгоритмов.
Таким образом, в исследуемой предметной области возможность конфигурации системы «1С:Предприятие» позволяет проектировать информационную структуру на уровне предусмотренных в системе типов обрабатываемых объектов предметной области и определяет возможность манипулирования различными типами объектов, структурами информационных массивов, алгоритмами обработки информации. В свою очередь, состав компонент определяет функциональные возможности системы для реализации КМ информационной базы комплексной системы анализа бизнеса.
Для описания алгоритмов обработки информации и создания интерфейса, ориентированного на удобное представление описанных в конфигурации данных, в системе «1С:Предприятие» используются механизмы наличия встроенного языка и формирования запросов.