Для предоставления пользователю большей гибкости при решении задач анализа бизнеса доходным подходом в аналитических системах должны быть представлены все методы этого подхода. При этом использование метода капитализации прибыли позволит пользователю, например, провести экспресс-оценку стоимости бизнеса в короткие сроки, с допущением, что бизнес приносит постоянный доход Аср за фиксированный срок. Это может быть аренда автомобилей или недвижимости. Причем после использования объекты могут быть проданы.
Предлагается реализовать в программах следующие методы:
• модель Инвуда:
(1.8), где
n - срок;
i - сумма норм ставок текущего дохода и накопления средств для возврата капитала(путем перепродажи бизнеса);
1/Sn - фактор фонда возмещения
• модель Хоскальда:
(1.9.), где
R- безрисковая норма текущего дохода;
1/Sn - фактор фонда возмещения .
• модель Ринга
(1.10)
D - будущая стоимость каждого вложенного рубля.
Основное преимущество предлагаемых для реализации моделей состоит в том, что при экспресс-оценке предприятия, с использованием информации о можно будет давать обоснованную оценку рыночной стоимости бизнеса.
Однако каждая модель, имеет достаточное множество ограничений при использовании, например: по сроку проекта по требованиям к доходу с рубля, по норме дохода и т.д., что влияет на формирование бизнес-планов. Очевидно, что все эти данные с учетом ограничений должны быть в комплексной информационной системе анализа бизнеса.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что основой решения функциональных проблем специализированных средств анализа бизнеса должно стать создание единой информационной базы. Проведенное исследование и работа с разработчиками ПО показывает, что расширение существующий информационной базы программных средств упирается в определенные рамки, перешагнуть которые не представляется возможным.
Поэтому первым шагом в направлении автоматизации анализа бизнеса должно стать научное обоснование и теоретическая разработка создания информационной базы.
Использование сравнительного подхода в анализе бизнеса основанного на ретроспективной информации предполагает, что наиболее вероятная цена продажи компании может быть равна цене продажи аналогичного предприятия.
Наличие в системе «Project Expert» ценовых мультипликаторов позволяет применить их для анализа стоимости бизнеса сравнительным подходом.
Определение стоимости компании при сравнительном подходе основано на умножении значения ценового мультипликатора на финансовую базу объекта оценки с последующей корректировкой. При этом учитывается такая информация как величина пакетов акций (контрольного или миноритарного), использованных при определении значения мультипликатора, скидки за недостаточную ликвидность акций компании по сравнению с акциями, которые использовались для определения значений мультипликатора.
Ценовой мультипликатор – коэффициент показывающий соотношение между рыночной ценой компании и результатом ее производственно - финансовой деятельности (финансовой базой). Конкретный ценовой мультипликатор может быть получен:
• путем самостоятельного расчета экспертом на основе данных о рыночной стоимости акций и показателях деятельности сопоставимых компаний (компаний-аналогов);
• путем использования публикуемых данных о величине мультипликатора для компаний-аналогов, отрасли и т.п.
Финансовая база в системе «Project Expert» - это числовые данные, отражающие результаты деятельности компании (прибыль, денежный поток, дивидендные выплаты, выручка от реализации, стоимость активов, количество клиентов и т.д.). Она характеризуется набором данных, которые используются при расчете и периодом, за который эти данные берутся.
Существенным является то, что значение ценового мультипликатора может быть рассчитано как на основе рыночных цен, на акции в составе миноритарного (неконтрольного) пакета акций, так и на основе цен, на акции в составе контрольного пакета акций.
Сравнительный подход позволяет использовать множество возможных вариантов мультипликаторов, которые дают множество вариантов стоимости компании. Для определения единой итоговой величины стоимости компании необходимо учитывать значимость конкретного мультипликатора. Каждый мультипликатор имеет свою оптимальную сферу применения в зависимости от сферы деятельности компании, ее размера, целей оценки и т.п. Поэтому для определения итоговой стоимости необходимо произвести взвешивание данных стоимости, полученных с помощью отдельных мультипликаторов, с учетом их веса.
В качестве стандартных в программных средствах возможно использование следующих мультипликаторов:
• P/S - отношение рыночной стоимости компании к выручке от реализации за предшествующий год;
• P/CF - отношение рыночной стоимости компании к величине денежного потока от операционной деятельности за предшествующий год;
• P/BTCF - отношение рыночной стоимости компании к величине денежного потока от операционной деятельности за предшествующий год, без учета выплаты налогов;
• P/EBITDA - отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты процентов, налогов и начисления амортизации за предшествующий год, без учета непериодических расходов и доходов;
• P/EBITD - отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты процентов, налогов и начисления амортизации за предшествующий год;
• P/EBIT - отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты процентов и налогов за предшествующий год;
• Р/ЕВТ - отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты налогов за предшествующий год;
• Р/Е - отношение рыночной стоимости компании к чистой прибыли за предшествующий год;
• P/BV - отношение рыночной стоимости компании к балансовой стоимости ее собственного капитала на конец текущего периода;
• P/D - отношение рыночной стоимости компании к сумме выплаченных дивидендов за предшествующий год.
Открытость систем позволяет вносить корректировки обеспечивающие сопоставимость и обоснованность стоимости предприятия. В аналитических системах мультипликаторы объединяются в две группы: стандартные мультипликаторы (алгоритм их расчета не может быть изменен пользователем) и дополнительные (пользовательские) мультипликаторы.
Однако при огромный выбор мультипликаторов в системах, при ограниченном использовании каждого, порождает множество вопросов у пользователей, ответа на которые в справочнике нет. Поэтому в аналитических системах необходима доработка справочного блока.
Кроме ценовых мультипликаторов, в сравнительном подходе можно использовать возможности систем финансового анализа.
Это, в первую очередь, определение сопоставимости компаний- аналогов, определение рейтинга оцениваемой компании в общем количестве аналогов, во - вторых, возможность ранжирования предприятий. За счет встроенной функции ранжирования предприятий аналитические системы позволяют применить метод капитала и метод сделок. И хотя система «ИНЭК-Аналитик» позволяет сравнивать два предприятия по спискам показателей бухгалтерской отчетности, только приложение «Audit Integrator» системы «Audit Expert» позволяет ранжировать до 15 предприятий, причем не по показателям, рассчитанным в системе, а по произвольным критериям, формируемым аналитиком.