Научная новизна исследования состоит в создании концептуальной модели информационной базы анализа бизнеса и разработке механизмов преобразования этой модели в объектную модель прикладной открытой информационной системы.
В связи с этим в работе получены и выносятся на защиту следующие научные результаты:
• классификация инструментальных средств, используемых на различных этапах технологического процесса анализа стоимости бизнеса;
• концепция информационной интеграции различных методов анализа бизнеса для построения информационной базы комплексной системы оценки бизнеса;
• концептуальная модель информационной базы системы комплексного анализа бизнеса;
• механизмы преобразования концептуальной модели предметной области в объектную модель открытой прикладной информационной системы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что ее основные положения, результаты, разработанные методики и рекомендации могут быть использованы для развития существующих и создания новых инструментальных средств анализа стоимости бизнеса.
Самостоятельное практическое значение имеют:
• состав и структура интегрированной информационной базы системы комплексного анализа бизнеса;
• механизмы трансформации элементов информационной модели, представленных в терминах подхода «сущность-связь» в среду объектов метаданных системы «1С:Предприятие».
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Структура работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.
Бурное развитие теории и практики анализа бизнеса в последние годы в Российской Федерации диктует необходимость использования новых подходов к ее организации. Качество, обоснованность и скорость принимаемых решений в процессе анализа, в значительной степени зависят от достоверной, полной и доступной информации. Не менее важное значение имеет оперативность получения информации и оперативность ее обработки.
Следовательно, в организации анализа бизнеса выделяются два важных аспекта: информационное обеспечение анализа бизнеса и его программная реализация.
Под понятием бизнес будем понимать конкретную деятельность, организованную в рамках определенной структуры, главной целью которой является получение прибыли.
Аналитическую деятельность определим как деятельность субъектов, направленную на установление в отношении объектов анализа рыночной или иной стоимости [4].
При этом рыночная стоимость объекта анализа - это наиболее вероятная цена, по которой объект анализа может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства [4].
Особого внимания заслуживают достигнутые в области теории анализа стоимости бизнеса результаты научных исследований, нашедшие свое отражение в трудах М.А. Федотовой, В.В. Григорьева, С.В. Валдайцева, В. Есипова, В.Н. Соколова, [19,20,74,79].
Многими авторами [20, 33, 26, 53, 61] отмечается, что анализ бизнеса с использованием различных методик проводится в следующих случаях:
• интенсификация инвестиционного финансирования и залогового кредитования;
• анализ имущества приватизируемого предприятия;
• реструктуризация компании;
• купля-продажа акций и иных ценных бумаг с ограниченным или отсутствующим рынком;
• предпродажный анализ и подготовка санируемых компаний (оказание консультационной помощи конкурсным управляющим);
• конвертация акций и иных цепных бумаг при реорганизации акционерных обществ;
• выкуп обществом акций по требованию акционеров;
• расчет эффективности дополнительной эмиссии акций;
• оптимизация стоимостной структуры имущественного комплекса;
• разрешение имущественных споров;
• оценка рыночной стоимости компаний;
• определение рыночной стоимости инвестиционного проекта;
• оценка рыночной стоимости уставного капитала вновь учреждаемого предприятия;
• оценка надежности трендов в изменении рыночных котировок открытых компаний;
• определение оценочной стоимости и проработка продажной цены закрытых компаний и компаний с недостаточно ликвидными акциями;
• ликвидация компании.
Однако проведенное исследование периодических изданий и научной литературы по проблемам информационного и инструментального обеспечения аналитической деятельности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в данном направлении научных исследований практически не ведется, за исключением некоторых авторов и разработчиков программного обеспечения [60, 76, 72, 83].
Для решения задачи информационного обеспечения методической базы анализа бизнеса необходимо проанализировать существующую классификацию методов анализа, раскрыть такие основные понятия при анализе бизнеса, как подход и метод анализа бизнеса, дата проведения анализа, цена за объект анализа, аналог объекта анализа.
В настоящее время спектр применяемых методов анализа стоимости бизнеса достаточно широк. Их особенностям, достоинствам и недостаткам посвящены работы многих авторов [20, 26, 27, 33 , 53, 70, 74].
Согласно [3, 4, 20, 53], методы анализа стоимости бизнеса агрегируются в основные подходы:
• затратный подход - совокупность методов анализа стоимости объекта, основанных на определении затрат, необходимых для восстановления либо замещения объекта с учетом его износа;
• сравнительный подход - совокупность методов анализа стоимости объекта, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;
• доходный подход - совокупность методов анализа стоимости объекта, основанных на определении ожидаемых доходов от объекта оценки.
Аналитик при проведении анализа обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к анализу [3]. А также вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к анализу конкретные методы анализа.
Таким образом, при проведении комплексного анализа, то есть использовании всего методического аппарата в процессе анализа бизнеса, необходимо оперировать многообразием его информационных элементов. А также, при необходимости, выделять информационные элементы для применения в конкретных методах анализа или их определенные совокупности. Согласно стандартам анализа [3]:
• метод анализа - это способ расчета стоимости объекта в рамках одного из подходов к анализу;
• дата проведения анализа - это календарная дата, на которую определяется стоимость объекта анализа;
• цена — это денежная сумма, предлагаемая или уплаченная за объект анализа или его аналог;
• аналог объекта анализа - это сходный по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекту анализа другой объект, цена которого известна из сделки, состоявшейся при сходных условиях.