Поскольку при инновациях идет замена старого новым, это объективно порождает социальные противоречия. Дело в том, что преобразования. Как правило, затрагивают интересы людей, их планы, ожидания. Чем радикальнее и масштабнее проводимые изменения, тем чаще они вызывают противоречия и конфликты, порождаемые борьбой старого и нового.
Инновационная деятельность, как правило, является коллективной, она требует участия многих людей, входящих в различные профессионально-должностные группы. И чем большее число людей вовлечено в инновационный процесс, чем интенсивнее он протекает, тем больше возможностей для возникновения конфликтных ситуаций, которые порождаются трудностями, сопровождающими большинство нововведений.
Различают следующие факторы, которые влияют на взаимоотношения в организации:
Ø Связанные с распределением ресурсов (материальных, финансовых. человеческих и т.п.). Например, руководители отдела маркетинга и отдела сбыта производственной организации, работающие примерно в одном направлении, могут конфликтовать между собой из-за ресурсов, так как каждый из них считает свою работу более важной;
Ø Различия в целях, стоящих перед сотрудниками. Кто-то считает приоритетными свои цели. Здесь в дело вступают неудовлетворенные амбиции работников и потребность в успехе;
Ø Различия в представлениях работников о миссии и целях организации или о своем статусе и уровне заработной платы;
Ø Неудовлетворительные коммуникации (вертикальные и горизонтальные) между сотрудниками в организации;
Ø Различия между людьми в манере поведения и в жизненном опыте (конфликт на бытовом уровне);
Ø Связанные с различиями в ценностях работников (принадлежность к различным политическим или общественным объединениям).[8]
Также выделим две группы факторов, способствующих напряженности в трудовом коллективе: внутренние и внешние.[9]
К внутренним факторам относятся:
Ø Невыполнение руководством организации своих обещаний и нежелание объяснить людям действительное состояние дел;
Ø Отсутствие видимых результатов предметной заботы об улучшении условий труда, быта и отдыха работников;
Ø Конфронтация персонала управления и работников из-за несправедливого распределения материальных благ и фонда оплаты труда;
Ø Внедрение инноваций и радикальных преобразований без учета интересов работников;
Ø Подстрекательская деятельность неформальных лидеров.
К внешним факторам относятся:
Ø Дестабилизация обстановки в стране, столкновение интересов различных политических групп;
Ø Возникновение острого дефицита на продукты и товары первой необходимости;
Ø Ущемление социальных льгот в новых законодательных актах. Резкое ослабление правовой социальной защиты интересов членов трудового коллектива;
Ø Обеспечение честного и добросовестного труда, незаконное обогащение отдельных граждан.
Модель процесса конфликта
На рис.1.2. представлена модель связанного с управленческой ситуацией конфликта как процесса. Из нее видно, что существование одного или более источников конфликта увеличивает возможность конфликтных ситуаций в процессе управления. Однако даже при большой возможности возникновения конфликта, стороны могут реагировать так, чтобы не допустить его возникновения. Это происходит в том случае, когда люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается в следующем: "На этот раз я разрешу ему поступить по-своему".
Однако во многих ситуациях человек будет реагировать так, чтобы не дать другим добиться желаемой цели. Настоящий конфликт часто проявляется в попытках убедить другую сторону или нейтрального посредника, что "вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная". Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью первичных средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, убеждения, участие и др.
Рис.1.2. Модель конфликта как процесса
Последствия конфликта
Ø Функциональные последствия конфликта:
1. проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что является мотивирующим фактором. Это устранит или сведет к минимуму трудности в осуществлении решений: враждебность, несправедливость и необходимость поступать против воли;
2. стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях чреватых конфликтами;
3. конфликт может уменьшить возможности синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые, как они считают, противоречат мнению начальника. Это приводит к улучшению процесса принятия решений;
4. через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Ø Дисфункциональные последствия конфликта:
1. неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;
2. меньшая степень сотрудничества в будущем;
3. сильная преданность своей группе и больше непродуктивной
конкуренции с другими группами;
4.представление о другой стороне как о "враге"; представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны, как об отрицательных;
5. сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими
сторонами;
6. увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
7. смещение акцента: придание большего значения "победе" в конфликте, чем решению реальной проблемы.
Типы организационной культуры
В обиходе часто смешивают два общих, но, на наш взгляд, все же разных понятия: «культура организации» (имеется в виду культура предприятия) и «организационная культура». Опираясь на базисное определение культуры, под культурой организации (предприятия) вообще следовало бы понимать совокупность общих ценностей и норм поведения, признанных работниками данного предприятия. Соответственно под организационной культурой предприятия нужно понимать совокупность ценностей и норм организационного поведения, принятых на данном предприятии.
Здесь же заметим, что культура организации чаще всего ориентирована на внешнюю среду. Это культура поведения на рынке; культура поддержания внешних связей с поставщиками и заказчиками; культура обслуживания клиентов (потребителей услуг и продукции); динамичность, обязательность и устойчивость отношений. Культура предприятия проявляется главным образом в качестве и внешнем виде выпускаемой продукции, характере и содержании рекламы, а также в таких символах, как внешний вид и интерьер офиса, фирменные значки и форма сотрудников, стандарты документов и т.п., что создает так называемый имидж предприятия.