С целью понимания поведения людей в организации, мы должны
больше узнать о двух вещах : (1) - о людях и, в частности, об
основах природы человека и (2) - об организациях, почему они
создаются и из чего они состоят.
Организационное поведение - это область знаний, ориентиро-
ванная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и
использования этого знания с целью помочь людям более продук-
тивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать
от этого большее удовлетворение. Основные ценности, характери-
зующие этот подход, включают (1) акцент на установлении при-
чинно-следственных связей, (2) обязательство изменяться, (3)
гуманистический подход к человеку, (4) забота об организацион-
ной эффективности и (5) стремление полагаться на эмпирические
исследования и научный метод.
Существует бесчисленное множество возможных вариантов функ-
ционирования организаций : они могут быть сильно бюрократизи-
рованы, с формализованными отношениями или же они могут су-
ществовать в неформальной среде, централизованы и децентрали-
зованы, сильно структурированы, так что каждый работник имеет
узкий круг обязанностей или деструктурированы, так что работ-
ники обладают широким кругом обязанностей. Но общее во всех
организациях то, что разные подходы к созданию и управлению
организациями основаны на разных представлениях о человеческой
природе. Они включают различные основные предположения о том,
что оказывает мотивирующее воздействие на члена организации, а
на этих основных предположениях, в свою очередь строятся раз-
личные методы поощрения людей, осуществления руководства,
удержания контроля, управления деятельностью и т.д.
Один из основных вопросов состоит в том, следует ли
рассматривать людей отрицательно, как заведомо склонных к лени
и к удовлетворению собственных потребностей, или положительно,
как склонных к самомотивации. Если принять первое предположе-
ние, то получится, что людей необходимо подталкивать, контро-
лировать и держать под надзором, что они никогда не будут по
доброй воле хорошо работать. Следовательно, только экономи-
ческие формы поощрения будут действенны, и наиболее эффектив-
ной формой управления является автократическая.
Противоположная точка зрения состоит в том, что люди (наем-
ные рабочие/служащие) стремятся к личному и общественному бла-
гополучию. Предоставленные самим себе, они будут усердно рабо-
тать для получения внутреннего удовлетворения от хорошо сде-
ланной работы. Работа, следовательно, должна предоставлять ра-
ботникам возможность раскрывать свои творческие способности.
Особый интерес представляют следующие вопросы :
1. Уникален ли человек ? 2. Какие изменения могут происхо-
дить в людях и насколько они могут быть сильны ? 3. Контроли-
руют ли нас внешние или внутренние процессы ? 4. Ограничены ли
наши способности к обучению и изменению ?
Из обсуждения этих вопросов будут сделаны два главных выво-
да : (1) обучение - это основной механизм, при помощи которого
люди изменяют свое поведение и (2) большинство людей способны
к значительным изменениям.
После того, как Дарвин опубликовал свои основные работы,
возник и стал распространяться тот взгляд, что человек не от-
личается от животных, так же, как и они, подвержен законам
эволюции и естественного отбора. Эта теория является основой
социобиологии - науки, занимающейся изучением биологического
базиса всех форм социального поведения всех живых существ,
включая человека. Социобиологи сделали вывод, что многие
аспекты человеческого общественного поведения имеют глубокие
биологические корни.
Тем не менее, существуют и значительные отличия человека от
животных. Во-первых, это развитие языковой формы общения до
такого уровня, который является совершенно недоступным для жи-
вотных. Во-вторых, это отношение к окружающей среде. Если жи-
вотные занимают по отношению к ней приспособленческую позицию
и неблагоприятные изменения в ней чреваты гибелью для отдель-
ных видов, то человек изменяет окружающую среду, сообразуясь
со своими потребностями.
Какой же на основании всего этого можно сделать вывод об
уникальности человеческой расы? Представляется, что истина ле-
жит где-то между двумя полюсами. Одного понимания поведения
животных недостаточно для понимания человеческого поведения.
Этот вывод помогает разрешить и другой важный вопрос об
уникальности - уникальны ли люди сами по себе? Поскольку мы не
руководствуемся в своем поведении легко описываемым набором
поведенческих примитивов, представляется, что люди также непо-
хожи друг на друга. Есть общее, но есть и различия. Для пони-
мания причин возникновения этой уникальности необходимо знать
как люди развиваются и изменяются.
Первый вывод состоит в том, что способность людей к измене-
нию притупляется с возрастом. Это происходит под влиянием как
внутренних свойств человека, так и под влиянием окружения.
Одними из характеристик, препятствующих изменениям, явля-
ются особенности (черты) характера. Черты характера определя-
ются как некоторые поведенческие установки, которые сохраня-
ются во времени и в различных ситуациях.
Второй источник личной неизменяемости раскрывается социаль-
но-психологической теорией позиций и изменения позиций (theory
of attitudes and attitude change). Основное положение этой те-
ории состоит в том, что человек прилагает усилия для достиже-
ния определенного положения или баланса. Мы стараемся занимать
позиции, которые не противоречат друг другу. Мы строим очень
сложную взаимосвязанную структуру убеждений и отношений к че-
му-либо, подтверждаемую нашим поведением. Эта структура с тру-
дом поддается изменениям, поскольку мы вероятнее отбросим одну
новую идею, чем будем менять все наше мировоззрение.
Наконец, фактом является то, что мы избирательно прислуши-
ваемся только к той информации или тем людям, мнение которых
заведомо совпадает с нашим собственным. Мы не ищем информации,
противоречащей нашей позиции. Этот процесс уменьшает возмож-
ности для изменения.
Важным является также аспект ситуации, которая снижает воз-
можности для изменения. Во-первых, межличностное окружение
остается для нас, по большей части, неизменным. Это верно как
для людей, которые нас окружают, так и для социальных групп, к
которым мы принадлежим. Мы должны соблюдать определенные пра-
вила того, как человек должен вести себя в общем (нормы), и
как поступают определенные люди в конкретных ситуациях (роли).
Не последнюю роль играет также и наше культурное окружение.
Существуют значительные различия между тем, какие нормы пове-
дения приняты в разных странах.
В этом смысле лучшее, что может сделать организация,- это