рефераты по менеджменту

Теории мотивации к работе

Страница
14

рять ошибочные предварительные мнения и позиции и (3) резуль-

таты дискуссии будут гораздо худшего качества, чем они могли

бы быть.

ОБЗОР ГРУППОВЫХ ПЕРЕМЕННЫХ. Основные факторы которые должны

быть приняты во внимание при изучении поведения малых групп

могут быть изображены в виде схемы:

Требования задания к тесному

взаимодействию и кооперации

Высокие: Низкие:

Плохой результат: Хороший результат:

Высокая: Низкая отдача Высокая отдача

Разница наиболее вероятна наиболее вероятна

в

вознаграж- Низкая: Хороший результат: Плохой результат:

дении Высокая отдача Низкая отдача

наиболее вероятна наиболее вероятна

Важно воздействие этого свойства на организации. Они должны

внимательно следить за соответствием их системы вознаграждения

типам выполняемых заданий, иначе при внедрении неправильной

системы вознаграждения производительность в организации пони-

зится, вместо того, чтобы повыситься.

ВОЗДЕЙСТВИЕ СОСТАВА ГРУППЫ. В дополнение к ситуационным пе-

ременным, поведение людей в группах может в большой степени

зависеть от личных характеристик членов группы. Мы рассмотрим,

как на функционировании группы отражается воздействие некото-

рых таких характеристик, а также размера и сплоченности груп-

пы.

Характеристики членов группы. Большое количество исследова-

ний было посвящено влиянию различных качеств членов групп на

их внутреннюю среду. В частности, было найдено, что согласо-

ванность групповых норм появляется тогда, когда члены группы

молоды, обладают средними умственными способностями и высоким

авторитетом. Приверженность групповым нормам оказалась также

сильнее у женщин, чем у мужчин, хотя это возможно отражает

культурные различия в половых ролях, чем природное различие

между женщинами и мужчинами. Кроме того, важной характеристи-

кой членов группы является способность к выявлению лидера.

Совместимость членов группы. Когда мы пытаемся объяснить

поведение группы, необходимо учитывать один важный фактор. При

выполнении задания, члену группы приходится взаимодействовать

с другими членами группы. То есть важно знать, являются ли ха-

рактеры разных членов группы совместимыми. Эта проблема прояв-

ляет себя в сравнении доминирующего и подчиняющегося типов

личности. При объединении в одну группу двух представителей

разных типов, они, вероятнее всего, будут работать успешно. Но

если получится так, что в одной команде окажутся люди одного

типа личности, тогда либо будут возникать постоянные конфликты

(если у обоих доминирующий тип личности), либо процесс не

сдвинется с мертвой точки из-за отсутствия лидерства (если у

обоих подчиняющийся тип личности).

Гомогеничность и гетерогеничность группы. Также важным, хо-

тя и точно не выясненным, является вопрос о том, должна ли

группа для более эффективной производительности быть гомоге-

ничной или гетерогеничной, то есть, должны ли ее члены принад-

лежать к разным расам, разным социальным слоям, разным полам,

придерживаться различных взглядов, или же идентичность по этим

показателям более предпочтительна. Как правило, предпочтитель-

нее оказывается частичная гомогеничность и частичная гетероге-

ничность группы.

Размер группы. При составлении задания для формирующейся

группы встает вопрос, какое количество людей будет наиболее

оптимальнымдля выполнения этого задания. Здесь существует

несколько аспектов.

Размер и взаимодействие. Эксперименты, проведенные Робертом

Бэйлсом (Robert Bales), показали, что в меньших по размеру

группах более высок уровень согласия и взаимного доверия, тог-

да как в больших группах сильнее тенденция к даче советов и

обмену информацией. Кроме того, существует важная разница меж-

ду группами с четным и нечетным числом членов. Достижение сог-

ласия в последних является делом несравненно более легким, чем

в первых, из-за большей легкости в формировании большинства.

Размер и удовлетворение. Слэтер (Slater, 1958)обнаружил ин-

тересную взаимосвязь между размером группы и удовлетворен-

ностью ее членов. Оказалось, что наиболее предпочтительным

числом членов группы является число пять. Очевидно, при мень-

шем числе членов отношения становятся более напряженными, тог-

да как при большем числе не всегда хватает времени со всеми

переговорить.

Размер и продуктивность. Соотношение между размером и про-

дуктивностью в значительной степени зависит от характера рабо-

ты, которую выполняет группа. В случае объединенной взаимоза-

висимости существует прямая зависимость между размером и про-

изводительностью, тогда как в случае обоюдной взаимозависи-

мости будет наблюдаться обратное соотношение.

Групповая сплоченность. Последний групповой композиционный

фактор - это групповая сплоченность. Она может быть определена

как степень притягательности группы для ее членов. Чем лучше

отношение к группе ее членов, тем сплоченнее группа и наобо-

рот. Заметим, что сплоченность является групповой переменной,

то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая

сплоченность отличается от всех других переменных, рассмотрен-

ных в этом разделе, тем, что она как сама влияет на функциони-

рование группы, так и зависит от него.

Предшествование групповой сплоченности. Несколько факторов

способны воздействовать на развитие сплоченности в группе.

Первый из них - это тип выполняемого задания. Чем выше уровень

взаимодействия, требуемый заданием, тем выше потенциальная

сплоченность группы.

Вторым среди факторов, воздействующих на развитие групповой

сплоченности, является групповая история успеха в выполнении

прошлых заданий. Чем больше было таких успехов, тем выше спло-

ченность.

Некоторые характеристики самой группы также ведут к групповой

сплоченности. Например, наличие у членов группы какой-то общей

цели ведет к большей сплоченности, чем ее отсутствие. Послед-

ний вклад в групповую сплоченность вносят личностные характе-

ристики членов группы. Мы уже знаем, что люди больше любят тех

из своих знакомых, чьи взгляды ближе к их собственным. Чем

больше в группе таких людей, тем она сплоченнее.

Подводя итог, перечислим еще раз факторы, от которых зависит

развитие сплоченности в группе. Это групповое взаимодействие,

групповые успехи, общие цели и взаимная симпатия между членами

группы. Развившись, групповая сплоченность может оказывать

значительное влияние на будущее группы.

Последствия групповой сплоченности. Одним из последствий

групповой сплоченности является то, что члены группы проводят

больше времени в общении друг с другом, таким образом воз-

растает и количество, и качество группового взаимодействия.

Второе последствие - это то, что сплоченная группа оказывает

большое влияние на отдельных своих членов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту