рефераты по менеджменту

Теории мотивации к работе

Страница
21

централизованных организациях характерна высокая степень вер-

тикальных коммуникаций, тогда как в менее централизованных

преобладают горизонтальные. На характер коммуникаций оказывает

влияние выполняемое задание путем распределения внутри группы

ролей, связанных с его выполнением. Коммуникации внутри группы

идут тем интенсивнее, чем сплоченнее группа, а статус каждого

ее члена определяет его место в коммуникационном процессе та-

ким образом, что член с наивысшим статусом участвует в нем в

наибольшей степени, а член с самым низшим статусом - в наи-

меньшей. Наконец чисто физическое взаимное расположение работ-

ников (например, близость их кабинетов) оказывает влияние на

интенсивность общения. Было замечено, что открытые оффисы (с

невысокими перегородками вместо стен) снижают уровень общения.

Это является тем удивительнее, что открытые оффисы были внед-

рены специально для стимуляции общения.

Последствия коммуникационных сетей. Реальная важность ком-

муникационных сетей заключается не в факторах, определяющих их

форму, а в тех последствиях, которые каждая из этих форм несет

организации. Например, в процессе исследований было проведено

различие между централизованными и децентрализованными комму-

никационными сетями. В случае централизованных сетей, тот че-

ловек, который занимал центральное положение, (1) получал

больше сообщений от своих коллег, (2) получал больше удовлет-

ворения от своей работы, (3) с большей вероятностью выбирался

остальными членами группы как групповой лидер и (4) имел боль-

шее общественное влияние на остальных членов группы.

Производительность разных типов сетей зависит от типа вы-

полняемого задания. Так для сложных заданий предпочтительней

оказываются децентрализованные сети, поскольку они позволяют

выполнить задание быстрее и с меньшим количеством ошибок; в то

же время для более простых заданий предпочтительнее оказыва-

ются централизованные сети. Недостатки централизованной сети

при решении сложных проблем возникают из-за того, что лидер

становится перегруженным, а остальные члены группы не могут

внести достаточный вклад в решение проблемы.

КОММУНИКАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ. Как было сказано ранее, коммуника-

ционный процесс - это обмен информацией, идеями и мнениями ве-

дущий к взаимопониманию между отправителем и приемником. Ком-

муникационный процесс можно представить в виде схемы:

Кодирование — словесные и

Передача — бессловесные ключи

Средства передачи ] вид и течение

Прием — потенциальные задержки

Декодирование — и непонимание

Словесное и бессловесные ключи. Сообщение, и устное, и

письменное, обычно состоит из слов. Но огромное значение имеет

смысл, придаваемый тому или иному слову. Например, смысл фразы

"как можно скорее" сильно зависит от длительности произ-

водственного цикла в той группе или организации, к которой

принадлежит отправитель. Очень большое значение имеют скорость

сообщения, акцент громкость и количество ошибок. Кроме того,

существуют и бессловесные ключи, подразделяющиеся на физи-

ческие (жесты, позы, выражение лица) и символические, такие

как внешние атрибуты отправителя. Информация, содержащаяся в

физических ключах может быть процессуальная и содержательная.

Например, человек поднимает брови, учащает дыхание или подни-

мает руку, когда хочет, чтобы вы прекратили говорить, и он

смог сказать что-то сам. Но гораздо более важными являются со-

держательные ключи, которые можно представить в виде таблицы.

1. Статические особенности.

а. Дистанция. Дистанция может означать взаимное притяжение

собеседников, статус или интенсивность взаимодействия.

б. Ориентация. Люди могут ориентироваться относительно друг

друга различными способами. Ориентация лицом к лицу, боком к

боку и даже спиной к спине может содержать специфическую ин-

формацию. Например люди, сотрудничающие друг с другом предпо-

читают садиться боком, тогда как противники - лицом к лицу.

в. Позы. Поза может содержать информацию о степени напряже-

ния или расслабленности в общении. Сутулится ли человек или

сидит выпрямившись? Стоит или лежит? Сплетенные руки могут

обозначать гнев. А наклон тела в сторону к или от собеседника

сигнализирует о наличии или отсутствии интереса.

г. Физический контакт. Мы можем прикасаться друг к другу,

держаться, целоваться, обниматься. Пожатие руки, поцелуи и

похлопывание по спине, все это содержит информацию. Во многих

случаях они предвносят элемент интимности и чувства притяжения.

2. Динамические особенности.

а. Выражение лица. Улыбка, нахмуренное лицо, поднятые бро-

ви, зевота, наморщенные губы и усмешка также содержат в себе

информацию. Эти особенности изменяются в процессе взаимо-

действия и постоянно воспринимаются собеседником.

б. Жесты. Одними из самых заметных, но наименее понимаемых

реплик являются движения рукой. У большинства людей есть свои

конкретные движения, используемые в речевом процессе. Если не-

которые жесты (например, сжатый кулак) имеют универсальное

значение, то другие являются более индивидуальными.

в. Встречный взгляд (eye contact). Встречный взгляд имеет

большое значение в процессе взаимодействия. Он может выражать

эмоции, а также указывать на желание продолжать или прекратить

разговор.

Как показали исследования, положительные бессловесные ключи

интервьюируемого при принятии на работу человека прибавляли

ему в глазах интервьюера (1) привлекательности, (2) квалифика-

ции, (3) компетентности и удачливости и (4) общего положитель-

ного впечатления при рекомендации о найме. Таким образом, нам

необходимо исследовать и вербальное, и невербальное содержание

послания.

Выбор средства и течение сообщения (flow of the message).

Раз уж мы решили взаимодействовать, мы должны выбрать, будет

ли это одностороннее, или двухстороннее взаимодействие. Преи-

мущества и недостатки односторонней связи можно сформулировать

в схеме:

Формальность. Одностороннее сообщение может быть сформули-

ровано и представлено более формально. Оно выглядит более оф-

ициальным и деловым и поэтому должно быть важным.

Скорость. Односторонние сообщения обычно занимают меньше

времени, особенно когда один человек взаимодействует сразу со

многими людьми. Бывают ситуации, когда менеджеры проводят

двухчасовые совещания, когда двухстраничный документ мог бы

достичь той же цели.

Упрощение. Когда имеет место двух стороннее взаимодействие,

процесс становится гораздо более сложным. Не только человек,

который получает сообщение, должен осмыслить его, но и послав-

ший должен осмыслить ответ. Включаются людские нужды, чувства

и точки зрения. Одностороннее взаимодействие помогает избежать

этих сложностей.

Организация. Во многих случаях документ в письменной форме

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту