бывает гораздо лучше спланирован, чем устный разговор или со-
вещание.
Эффективность. Если мы определим эффективность как соглаше-
ние между отправителем и получателем сообщения, то двусторон-
нее взаимодействие показывает здесь лучшие результаты. Про-
ясняются точки зрения и делаются необходимые поправки. И хотя
затрачивается больше времени, но достигается лучшее взаимопо-
нимание.
Таким образом, применение одностороннего взаимодействия ре-
комендуется тогда, когда невелика опасность быть неправильно
понятым и наоборот.
Эмпирические исследования показывают, что из таких способов
взаимодействия, как (1) письменное, (2) устное, (3) письмен-
ное, продолжаемое устным и (4) устное, продолжаемое письмен-
ным, лучшим оказалось последнее, особенно для (1) призыва к
немедленным действиям, (2) проведения по компании директивы
или приказа, (3) обсуждения важного политического изменения,
(4) исследования прогресса в деятельности, (5) похвалы заслу-
живающего внимания индивида и (6) проведения компании за безо-
пасность. Чисто письменное сообщение признано наиболее прием-
лемым для сообщения информации (1) требующей действий в буду-
щем и (2) общего характера. Заметим, что различие между уст-
но-письменным и письменно-устным взаимодействием заключается в
том, что в первом присутствует начальный элемент двухсторонне-
го взаимодействия, тогда как во втором - нет.
ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Теперь, когда
мы лучше понимаем элементы взаимодействия между людьми, нам
осталось ответить на еще один вопрос: что препятствует переда-
че сообщения от индивидуума А к индивидууму Б и нахождению ими
обоими общего мнения о его значении и важности.
Мы уже говорили, что порядка 80 процентов рабочего времени
у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Иссле-
дования показывают также, что около 50 процентов всей переда-
ваемой информации воспринимается неправильно. При этом возмож-
ны три различные ситуации: (1) информация никогда не достигает
Б будучи отправлена А, (2) информация искажается отправителем
или лицом, передающим ее и (3) получатель неправильно воспри-
нимает то, что ему передано.
Разрыв в коммуникационной цепи. Одним из факторов, могущих
усложнить процесс взаимодействия, является большой размер и
сложность организации, где на пути сообщения могут возникнуть
огромные препятствия (потерянная почта, выброшенные телефоног-
раммы).
Часть этой проблемы заключается в том, что в процессе гори-
зонтальной дифференциации и роста организации, ее подразделе-
ния все более обосабливаются друг от друга, занимаясь все бо-
лее специфической работой, это обособление принимает формы фи-
зического разделения, так что они оказываются в разных здани-
ях, городах, а иногда и странах. Таким образом исчезает воз-
можность личного общения и суживаются другие каналы взаимо-
действия.
Коммуникационные проблемы также тесно связаны с количеством
иерархических уровней в организации. Как уже упоминалось, при
передаче информации через уровни, на каждом из них она подвер-
гается пересмотру и коррекции. При этом могут возникать раз-
личного рода искажения, когда, например, важная информация
признается неважной и выбрасывается.
Заметим, что"фильтрация" информации происходит как на пути
вверх по уровням, так и на пути вниз, при этом фильтрация мо-
жет быть либо намеренной, либо ненамеренной. Ненамеренная
фильтрация имеет место тогда, когда кусочки информации уничто-
жаются без ведома того, кто эту информацию передает. Намерен-
ная фильтрация, напротив, возникает при полной осведомленности
передающего.
Искажения отправителем. Даже когда информация, посланная А
успешно достигает Б, остается возможность того, что эта инфор-
мация искажена. Это искажение может быть вызвано не только
фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем. Су-
ществуют две причины этого.
Во-первых, мы представляем себе мир более неподвижным и
конкретным, чем он на самом деле является. В мире много неоп-
ределенностей и двусмысленностей. Поэтому при передаче инфор-
мации мы иногда преувеличиваем значение конкретных факторов и
преуменьшаем значение случайных (vagaries). Этот процесс назы-
вается поглощением неопределенности.
Второй причиной для искажения информации является желание
людей представить себя в наиболее выгодном свете, особенно при
передаче информации наверх, и особенно когда человек подозре-
вает, что реальная информация совсем не так хороша, как хоте-
лось бы. Точно такая же ситуация возникает, когда менеджеры не
желают давать своим подчиненным слишком резких отзывов об их
работе, опасаясь, что такой отзыв не будет способствовать ее
улучшению в будущем.
Искажение получателем. Получатель информации также может
служить источником искажения в том смысле, что он может непра-
вильно истолковать смысл6 заложенный в сообщении. Одной из
причин этого может служить язык. В процессе горизонтальной и
вертикальной дифференциации люди, находящиеся в разных подраз-
делениях начинают говорить на совершенно разных языках.
Использование профессионального жаргона может значительно уп-
ростить и улучшить взаимодействие внутри организационного под-
разделения, но в то же время и ухудшить взаимодействие между
этими подразделениями. Причем причиной этого может служить не
только употребление специфических жаргонных слов, но и прида-
ние одним и тем же словам разных значений.
Второй причиной неправильного восприятия сообщения может
служить выборочное восприятие, когда мы ищем в получаемом
сообщении то, на что мы настроены. Как говорится, "человек
слышит то, что он хочет услышать, и пропускает остальное".
Еще одной причиной неправильного восприятия может служить
ожидание. По различным причинам мы можем ожидать услышать
сообщения определенного типа. Например, если босс никогда не
отзывался хорошо о чьей-либо работе, а потом вдруг сказал вам:
"хорошо сделано", то эту фразу можно поначалу воспринять как
насмешку.
Еще один феномен - это ощущаемая надежность отправителя.
Если получатель информации не считает отправителя источником
достаточно достоверной информации, то он может недооценить и
важность его сообщения. Та же проблема возникает, когда отпра-
витель воспринимается слишком всерьез.
Наконец, неправильное восприятие может возникнуть попросту
из-за информационной перегрузки, когда человек получает такое
количество сообщений, что перестает придавать им всем большого
значения.
Некоторые лекарства от плохого взаимодействия. Существует
много барьеров для эффективного взаимодействия. Информация мо-
жет быть искажена отправителем, получателем или передающим ее,