она может вообще не дойти до получателя. Но существует некото-
рое количество средств как на индивидуальном, так и на органи-
зационном уровне, помогающих преодолеть эти проблемы.
На индивидуальном уровне необходимо использовать язык чет-
кий, краткий и в наибольшей степени приложимый к теме сообще-
ния. Также необходимо устанавливать доверие. Сообщение должно
быть не только понято, но и принято. Также необходимо избегать
использования штампов и ненужных классификаций, нужно сообщать
как можно больше фактической информации. Наконец, необходимо
активно искать обратную связь, с тем чтобы удостовериться в
правильной интерпретации информации. При этом недостаточно
просто спросить человека "ты понял?", так как ответ "да" будет
означать лишь, что человек думает, что он понял, а не что он
действительно понял. Необходимо, например попросить человека
пересказать полученное сообщение своими словами, чтобы убе-
диться, что оно им понято.
Многое может быть сделано и на организационном уровне. Нап-
ример это может быть установление организацией каналов обрат-
ной связи, или внедрение компьютерной технологии передачи дан-
ных. Организация также может обучать своих работников
искусству общения. Тренировки могут включать в себя различные
типы ролевых игр и служат для улучшения способностей говорить,
писать или слушать, а главное - понимать чужую точку зрения. И
хотя такие тренировки не всегда оказываются очень эффективны-
ми, часто они помогают.
СЛУЧАЙ: БЫТЬ ИНФОРМИРОВАННЫМ И БЫТЬ ХОРОШО ИНФОРМИРОВАННЫМ.
Компания Atlantic Aircraft производит небольшие самолеты
для деловых и развлекательных целей. Она расположена на Севе-
ро-востоке и, с недавнего времени, терпит бедствие из-за проб-
лем, связанных с оборотом, прогулами и предполагаемым сабота-
жем. Президент компании Крэйг Каплан (Craig Kaplan) собрал
своих вице-президентов и спросил их, в чем, по их мнению, зак-
лючается проблема. После продолжительной дискуссии они решили,
что рабочие чувствуют себя слишком загруженными работой и
слишком мало оплачиваемыми, и все согласились с тем, что долж-
на быть введена некоторая система премий. Пег Рэндолф (Peg
Randolph), начальнику отдела кадров, поручили разработать и
внедрить такую систему.
Пег стало очевидно, что чтобы иметь хорошую систему преми-
рования необходимо сначала разработать хороший способ оценки
производительности труда. Имея это в виду, она проинтервьюиро-
вала некоторое количество менеджеров на предмет того, как ве-
дут себя на производстве те, кто выполняет работу хорошо, и
те, кто плохо, после чего был разработан оценочный лист,
описывающий поведение хороших и плохих работников. Система
премий была связана с рейтингом в оценочном листе, так что те
работники, чье поведение соответствовало описанному в листе,
получали премии, тогда как те, кто вел себя иначе, не получали
ничего.
Прежде чем вводить эту систему, Пег организовала две встре-
чи. Во-первых, она провела заседание с вице-президентами и
объяснила им, что она сделала. Копии оценочного листа были
розданы, рассмотрены и обсуждены. Вице-президенты казались за-
нятыми другими проблемами, но в целом реакция группы была
одобрительной. Хотя и без особого энтузиазма и волнения, груп-
па предложила Пег продолжить работу над программой. Второе со-
вещание собрало группу менеджеров среднего звена и бригадиров
(first-line supervisors). Это были те люди, которым предстояло
использовать новую форму. Прошел некоторый ропот и переговоры
шепотом, но открытых возражений никто не высказал. Несколько
человек высказали мнение, что форма не покрывает всех выполня-
емых видов работы, но на этом пункте не настаивали. Когда Пег
упомянула, что вице-президенты поддержали идею, она снова по-
лучила зеленый свет для продолжения работы.
Короткий меморандум, описывающий новую систему, был расп-
ространен среди работников, и новая система была внедрена.
Оценочные листы были розданы всему наблюдающему и управлен-
ческому персоналу с просьбой оценивать всех подчиненных в те-
чение последующих трех месяцев и потом возвратить формы Пег.
Она должна была переработать информацию и распределить премии.
Прошло немного времени, и Пег поняла, что что-то не так.
Вместо положительных отчетов об отношении работников к системе
премиальных, Пег начала получать совершенно противоположные.
Работники были рассержены тем, что за ними наблюдают и их оце-
нивают. Им не нравилось, что их поведение оценивается и ранжи-
руется, особенно по схеме, которую они раньше не видели и в
разработке которой они не принимали участия. Использование
только одной формы выглядело глупым и слишком упрощенным.
Данные также служили источником проблем. Только небольшой
процент всех форм действительно заполнялся. А в тех, что были
заполнены, почти каждый оценивался высоко. При таком положении
дел каждый получил бы премию. Пег была убеждена, что критерий
оценки с научной точки зрения был правилен. Если бы его пра-
вильно использовали, люди получали бы премии действительно за
хорошую работу. Однако каким-то образом процесс внедрения
системы был испорчен из-за неумелого проведения. Поддержки и
энтузиазма, на которые она рассчитывала, не оказалось. Вся
система должна была быть переделана.