стандартизации рабочих процедур и методов. Развитием "научного
управления" является "промышленный инжениринг". Основное вни-
мание в нем уделяется научной разработке процесса труда по ре-
зультатам очень точного исследования затрат времени и движений
работника. Общим в этих способах являются предположения о том,
что (1) существует один лучший способ выполнения любой работы,
(2) этот способ возможно определить путем тщательных исследо-
ваний и (3) в мотивации людей главную роль играют финансовые
факторы. Эти методы встречают существенные возражения. Напри-
мер, способ достижения максимальной технологической эффектив-
ности часто противоречит максимизации удовлетворения, получае-
мого работниками от их работы. Кроме того, работники часто са-
ми предпочитают принимать участие в принятии решений, а не по-
лучать их в готовом виде. Таким образом, мы получаем противо-
речие: при росте эффективности снижается мотивация и наоборот.
Ни одна из этих ситуаций не является допустимой.
СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИЙ. Мы рассмотрели два важнейших
элемента организационного окружения: (1) структурные характе-
ристики и (2) характеристики целеполагания. Рассмотрим третью
важнейшую составляющую организационного окружения - социальный
аспект. Работать в организации означает работать с людьми, и
люди, с которыми мы работаем, могут значительно воздействовать
на наше поведение.
Хауторнские (Hawthorne) исследования. Целью этих исследова-
ний, проводившихся Майо (Mayo), Ротлисбергером
(Roethlisberger) и Диксоном (Dickson), было изучить эффект
освещения, периодов отдыха, методов оплаты и других факторов
на продуктивность фабричных рабочих. Результатом этих исследо-
ваний стало открытие "хауторнского эффекта". Обследованные ра-
ботники выделили шесть основных факторов, влиявших на их отда-
чу (в порядке важности):
1. Маленькая величина группы
2. Тип руководства (supervision)
3. Заработок
4. Новизна ситуации
5. Заинтересованность в результатах эксперимента
6. Внимание к находящимся в тестовой комнате
Последние три фактора и составляют хауторнский эффект, то есть
искажение результатов эксперимента под влиянием самого факта
проведения эксперимента.
Еще одним результатом исследований было выявление зависимости
производительности от идеологии, которой придерживалась группа
наблюдаемых работников. В этой группе устанавливались
собственные нормы производительности, и каждый ее участник
придерживался их, а не официально принятых на фабрике. При
этом неофициальные нормы могли быть как выше, так и ниже
официальных. Это позволило сделать следующие выводы:
1. Организация - это нечто большее, чем просто собрание инди-
видуумов. Это социальная система, где люди имеют друзей и вра-
гов, равно как свои надежды, страхи и стремления.
2. Уровень производительности зависит не только от управлен-
ческих стандартов, но и от общественных норм, установленных в
каждой группе.
3. Неэкономические поощрения часто являются не менее важными,
чем экономические. Друзья и межличностные отношения - это важ-
ная часть работы индивидуума.
4. Работники не всегда реагируют как индивидуумы, действующие
в одиночку. Группы часто принимают решения, даже если они не
являются признанными частями формальной организации.
Под влиянием этих и подобных исследований возникло движение
человеческих отношений (human relations movement). Оно занима-
ется изучением неформальной общественной структуры внутри ор-
ганизаций.
ОБЪЕДИНЯЯ ВСЕ ВМЕСТЕ: ПЕРСПЕКТИВА ТЕОРИИ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ.
Каждый из рассмотренных выше аспектов организаций, взятый сам
по себе, не создает адекватного представления о том, что такое
организация. Это происходит потому, что организация - это не
просто сумма отдельных частей, это взаимодействие между ними.
Теория открытых систем. Система - это набор взаимосвязанных
элементов. Открытые системы взаимодействуют с окружающей сре-
дой. Закрытые - нет. Организации - это открытые системы. Те
факторы окружения, которые оказывают влияние на организацию,
называются входными потоками (inputs), тогда как воздействия,
которые организация оказывает на окружающую среду, называются
выходными потоками (outputs). При этом, к входным потокам от-
носится все, что поглощается организацией, а не только то, что
является официальным "сырьем". Так же и выходные потоки
представляют из себя не только то, что организация официально
"производит", но и все, что выходит за ее пределы.
Согласованная модель. Важность этой модели, разработанной
Надлером (Nadler) и Ташманом (Tushman), что она объясняет про-
цессы, при помощи которых входные потоки преобразуются в вы-
ходные (ВП). Она включает в себя три важнейших элемента орга-
низации: (1) формальную структуру, (2) характеристики целей,
подлежащих достижению и (3) неформальные общественные отноше-
ния, существующие между членами рабочих групп (4). К этому до-
бавляется четвертый критический элемент, а именно характе-
ристики людей, выполняющих те или иные задания.
В П
Х О 1 ВП организационного уровня
О Т / | \
Д О ———> 2 ————— 4 ———> ВП группового уровня
Н К \ | /
Ы И 3 ВП личного уровня
Е
Необходимо сделать одно важное замечание, касающееся сог-
ласованной модели. Выходные потоки в ней подразделяются на три
уровня. Эти три уровня являются результатом того, как различ-
ные элементы организационной системы совмещаются друг с другом
для формирования единого целого.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ.
Если считать, что мы знаем о том, как люди себя ведут, ка-
ково их отношение к различным вещам, что их мотивирует и как
они реагируют на стрессовые ситуации, то может показаться, что
управлять ими очень легко. Но, увы, это не так. Проблема
состоит в том, что организации являются общественными сущ-
ностями. Когда мы работаем в организации, мы работаем не одни,
мы работаем с другими людьми. А люди, с которыми мы работаем,
могут серьезно воздействовать на наше поведение. И это воз-
действие является очень значительным.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА.
Опыт показывает, что люди в организациях проводят много
времени в общении друг с другом. Большая часть этого общения
проходит в малых группах. Здесь мы рассмотрим (1) как поведе-
ние людей, работающих в группах отличается от поведения людей,
работающих в одиночку, (2) почему люди организуют группы, (3)
как группы развиваются и (4) факторы, которые влияют на выпол-
нения группой ее текущих задач. Знание этих вопросов может по-
мочь и людям, и организациям функционировать более эффективно.
ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА? Малая группа может быть определена
как набор из двух или более индивидуумов, которые взаимо-