2. Функциональный подход в исследовании систем управления. Диагностика систем управления. Функциональный анализ проводится с целью определения динамических характеристик системы управления путем исследования процессов изменения ее состояний с течением времени на основе принятых методов и алгоритмов управления. Объектами исследования в этом случае являются реализуемые системой методы и алгоритмы управления. В процессе проведения функционального анализа СУ можно выделить следующие основные этапы: 1) определение и описание общего процесса управления, реализуемого исследуемой СУ. 2) декомпозиция общего процесса управления на ряд частных функций (задач, операций), выполняемых отдельными элементами исследуемой СУ 3) определение качественных и количественных характеристик исследуемых процессов и функций управления; 4) формирование критериев эффективности функционирования исследуемой СУ; 5) оценка эффективности функционирования исследуемой СУ; 6) принятие решения о необходимости улучшения функциональных характеристик СУ. Важную роль в развитии систем управления играют диагностика (установление и изучение признаков, характеризующих состояние и функционирование СУ, анализ величин и соотношений параметров системы и внешней среды и их изменений, обнаружение и локализация дефектов в системе, выявление неиспользуемых возможностей, предсказание и предотвращение возможных нарушений в функционировании и состоянии системы в будущем) и тестирование (исследование СУ с помощью тестов - пробных воздействий на систему с целью определения ее состояния и изучения протекающих в ней процессов).
3. Сертификация и оценка качества.
Сертификация — деятельность специальных органов исполнительной власти, прошедших гос-ную регистрацию в качестве системы сертификации в установленном Госстандартом порядке, по подтверждению продукции, работ, услуг требованиям нормативных документов. Осуществляется в целях контроля безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья, имущества, защиты потребителей от недобросовестных изготовителей и продавцов и подтверждается выдачей сертификата соответствия и предоставлением им права маркировать продукцию знаком соответствия государственным стандартам. Осуществляется в соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг. Бывает обязательной и добровольной. Обязательная (в случаях предусмотренных законом) — перечни товаров, работ, услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждаются органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Госстандарт, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и другие органы исполнительной власти в пределах своей компетенции определяют органы систем сертификации, аккредитуют их, ведут государственный реестр участников и объектов сертификации, осуществляют выбор способа средств проверки соответствия, устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, осуществляют государственный контроль и надзор, выдают сертификаты и лицензии на применение знака соответствия. Нарушение правил обязательной сертификации влечет за собой штраф от 5 до 100 МРОТ. Добровольная сертификация делается по инициативе заявителя в целях документального в условиях конкуренции подтверждения заявленного качества продукции. Проводится на условиях договора между заявителем и органом сертификации продукции, которая не подлежит обязательной сертификации. Ее вправе осуществить любое юридическое лицо, взявшее на себя функцию органа добровольной сертификации и зарегистрировавшее систему сертификации и знак соответствия в Госстандарте России.
Существует 3-и типа: 1) Связан с лидерством в минимизации издержек пр-ва. Ф-мы реализыющие такой тип стратегии должны иметь хор-ю орг-цию пр-ва и снабжения, технологию и инженерно-конструкторскую базу, систему распред-я пр-ции. 2) Связан со специализацией в пр-ве пр-ции. Ф-ма должна орг-ть высококвал-ное пр-во и кач-во. Ф-ма должна иметь высокий потенциал в проведении НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, систему обеспечения высокого кач-ва, а так же развитую систему маркетинга. 3) Относится к фиксации опред. сегмента р-ка и концентрации усилий ф-мы на выбранном сегменте. Ф-ма десконально выясняет потребности опред. сегмента в опред-й пр-ции. Ф-ма должна в своих намерениях исходить из потребностей р-ка вообще, а не из потребностей конкретных клиентов.
В рамках анализа интенсивности конкуренции в отдельной отрасли или стратегической группе, можно выделить четыре вида стратегии: стратегии концентрированного роста - стратегия развития продукта, стратегии интегрированного роста - она направлена на рост ф-мы за счёт приобретения, либо усиления контроля над поставщиками. Ф-ма может либо создавать дочерние стр-ры осуществляющие снабжение, либо приобретать компании уже осуществляющие снабжение, стратегии сокращения - реалезуются, когда ф-ма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффект-ти, когда наблюдаются спады и изменения в эк-ке и т.п, стратегии диверсифицированного роста - она основана на использовании дополнительных возможностей пр-ва новых продуктов, кот-е заключены в существующем бизнесе.
Логистика – это процесс оптимизации управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути движения от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции. Но выделяя сферу деятельности и научную область более корректно надо выделить объект, которыми являются потоки и потоковые процессы и предмет, которым является оптимизация управления потоками и потоковыми процессами. Появилась внутрифирменная логистика и интеграционная логистика. Этот термин стал использоваться не только в специальной литературе, но и в средствах массовой информации для обозначения нового направления в науке - теории и практике управления материальными и соответствующими информационными потоками, т.е. всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья, материалов и готовой продукции, доведением их от поставщика до завода-изготовителя и от него до конечного потребителя в соответствии с его требованиями и интересами. Целью Логистики является получение синергетического эффекта, способствующего повышению доли фирм на рынке и достижении преимуществ перед конкурентами. Это может произойти путем разработки и реализаций предложений по оптимизации управления потоковыми процессами. Функциональные области логистики. Логистика снабжения, логистика производства, логистика распределения. Комплексные логистические функции. Складирование, управление запасами, транспортировка, управление информационными потоками. По масштабам разрабатываемой проблемы логистика делится на: 1) Макрологистику – изучающую процессы протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне. 2) Микрологистику -- занимающуюся комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей. Помимо критерия масштабности разрабатываемых проблем для структуризации логистики используют деление по характеру зон управления: 1) Внешняя логистика – занимается вопросами по регулированию потоковых процессов, выходящих за рамки деятельности, но находящимися в сфере влияния субъекта хозяйствования. 2) Внутренняя логистика – направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий. По принципу хозяйственной деятельности выделяют следующие виды логистики: 1) Заготовительная (снабжение) – решает вопросы связанные с материально – техническим обеспечением предприятия и подготовки продукции к производственному применению; 2) Производственная – решает вопросы связанные с организацией и управлением перемещением материальных потоков (от сырья до готовой продукции) непосредственно в процессе производства. 3) Распределительная (маркетинговая, сбытовая) – решает вопросы связанные с реализацией продукции, включая ее доставку «точно во время» от «двери» производителя до «двери» покупателя и послепродажное обслуживание. 4) Транспортная – решает вопросы связанные с транспортировкой материальных ресурсов до потребителей. В лoгиcтикe дeйcтвyют cлeдyющиe пpинципы: 1)cиcтeмнocти, oзнaчaющий opгaнизaцию и ocyщecтвлeниe зaкyпoк,; 2) кoмплeкcнocти: фopмиpoвaниe вcex видoв oбecпeчeния для ocyщecтвлeния движeния пoтoкoв в кoнкpeтныx ycлoвияx; 3) нayчнocти: ycилeниe pacчeтнoгo нaчaлa нa вcex cтaдияx yпpaвлeния пoтoкoм oт плaниpoвaния дo aнaлизa; 4) кoнкpeтнocти: чeткoe oпpeдeлeниe кoнкpeтнoгo peзyльтaтa кaк цeли пepeмeщeния пoтoкa в cooтвeтcтвии c тexничecкими, экoнoмичecкими и дpyгими тpeбoвaниями; 5) кoнcтpyктивнocти: диcпeтчepизaция пoтoкa, нeпpepывнoe oтcлeживaниe пepeмeщeния и измeнeния кaждoгo oбъeктa пoтoкa и oпepaтивнaя кoppeктиpoвкa eгo движeния; 6) нaдeжнocти: oбecпeчeниe бeзoткaзнocти и бeзoпacнocти движeния, peзepвиpoвaниe кoммyникaций и тexничecкиx cpeдcтв для измeнeния в cлyчae нeoбxoдимocти тpaeктopии движeния пoтoкa; 7) вapиaнтнocти: вoзмoжнocть гибкoгo peaгиpoвaния фиpмы нa кoлeбaния cпpoca и дpyгиe вoзмyщaющиe вoздeйcтвия внeшнeй cpeды.