2. Методы формализованного представления СУ: 1) аналитические методы (дифференциальное и интегральное исчисление, математическое программирование, теория игр и др.); 2) статистические методы (теория вероятностей и математическая статистика, теория массового обслуживания, экономическая и социальная статистика и др.); 3) теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические методы (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу для разработки языков компьютерного моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых систем) 4) графические методы (методы графического представления и анализа информации).
3. Комплексированные (комплексные) методы (результат интеграции эвристических методов и методов формализованного представления систем): комбинаторика; ситуационное моделирование; топология и др.
В самом общем случае процедура выбора метода исследования системы управления заключается в следующем:
• формулируется проблема;
• формулируются цели и задачи исследования;
• формализуются требования к результатам исследования;
• оценивается полнота и качество имеющейся у исследователей информации о системе управления и ее внешней среде;
• изучается возможность получения дополнительной информации о системе и ее внешней среде в процессе исследования;
• определяется класс применимых в данной ситуации методов исследования;
• формулируются критерии выбора оптимального метода исследования из числа возможных;
• вычисляются значения критериев оптимальности для каждого из возможных методов исследования;
• из всех возможных методов выбирается наилучший.
8 пр-пов мен-та кач-ва были определены для того, чтобы высшее рук-во могло руководствоваться ими с целью улучшения деят-ти орг-ции: 1)ориентация на потребителя (орг-ции зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания). 2)Лидерство руководителя (руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации).3)Вовлечение работников (работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности). 4) Процессный подход (желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом).5)Системный подход к мен-ту (выявление, понимание и мен-нт взаимосвязанных процессов как сис-мы содействуют результативности и эфф-ти организации при достижении ее целей).6)Постоянное улучшение (постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель).7) Принятие решений, основанное на фактах (эффективные решения основываются на анализе данных и инф-ции).8) Взаимовыгодные отношения с пост-ками (орга-ция и ее пост-ки взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности). образуют основу для стандартов, входящих в семейство ИСО 9000. 16) 1. Анализ внешней среды организации: макроокружение. Состав макроокружения, характеристика его составляющих, их влияние на организацию.
По-своему содержанию С.А. – анализ среды, в которой можно выделить следующие уровни:микросреда (внутренняя среда организации); мезосреда – среда непосредственного окружения (СНО); макросреда – среда косвенного окружения; мегасреда – мировая.
В стратегическом управлении внешняя среда рассматривается как совокупность двух подсистем: мезо и макро. Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации, степень влияния состояния макроокружения на различных организациях различна. Все составляющее макроокружения находится во взаимодействии, и влекут изменения друг в друге. Изучение экономических компонентов позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких характеристик, как величина ВНП, темп инфляции, уровень безработицы, нормы налогообложения, курс национальной валюты. Политическая составляющая должна изучаться для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намеренно проводить в жизнь свою политику, учитывая: нормативные акты, уровень развития правового регулирования экономики, отношение государства к антимонопольному законодательству, ограничение на получение ссуд и наём рабочей силы, налоговую политику. Изучение социальных компонентов направлен на уяснения влияния на бизнес таких социальных явлений, как отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи, отношения и нравы, раздел людьми ценностей, рост населения, уровень образования, активность потребителей, омолаживание руководящего состава, развитие движения в защиту прав потребителей, роль женщины. Анализ технологических компонентов позволяет увидеть возможности, которые развитие науки и техники открывают для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции, для модернизации технологии изготовления и сбыта. Анализ должен учитывать изменения в конструкциях, материалах, примененной технологией сбора, вычислительной техники, обработке и передачи информации в средствах связи. Изучения компонента макроокружения не должно заканчиваться описанием нынешнего их состояния, необходимо попытаться предсказать направления развития этих факторов с тем, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем (необходимо развивать систему планирования)
Планирование - директивное определение перечня и сроков действий, исходя изопределенных целей и ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, и научно обоснованных нормативов расходования этих ресурсов. Планирование исследования системы управления - одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Цель исследования СУ в менеджменте - получение новых объективных знаний об организации и улучшение результатов ее деятельности. Проведение исследования системы управления организацией должно быть обусловлено необходимостью: 1) объективно оценить потенциальные возможности организации с учетом целей ее деятельности, стратегии и тактики достижения этих целей (для разработки перспективных и текущих планов); 2) выявить слабые и сильные стороны в управляемой и управляющей подсистемах организации. Планирование необходимо для формирования исследовательских групп, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения и распределения необходимых ресурсов, установления последовательности проведения исследовательских работ и контроля их исполнения. Программа исследования системы управления представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект и предмет исследования, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения. План исследования представляет собой обоснованный комплекс директивно устанавливаемых параметров и показателей, характеризующих последовательность выполнения ключевых мероприятий по практическому достижению целей и решению задач исследования. При разработке планов исследования систем управления необходимо руководствоваться следующими принципами: системность - планирование должно отражать цели исследования и учитывать взаимосвязь и взаимодействие всех элементов объекта исследования; необходимое участие - в разработке плана исследования должны принимать участие все, кто, так или иначе, связан с объектом исследования; непрерывность - планировать исследование необходимо так, чтобы оно осуществлялась постоянно и непрерывно; гибкость - план исследования должен допускать возможность внесения изменений в содержание и сроки исполнения плановых работ с учетом возникающих в процессе исследования внутренних и внешних воздействий; достаточная значительность - все плановые работы должны соответствовать целям и задачам исследования; необходимая трудоемкость - трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования; реальность - все плановые работы должны быть выполнимыми и обеспеченными ресурсами; конкретность - все плановые работы необходимо формулировать ясно, доходчиво и конкретно; адресность и ответственность - форма плана должна закреплять адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий; контролируемость - плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроля их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий.