Организация – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур. Классификация организаций:
1) по виду хоз.деят-ти: торговые, промышленные, транспортные, транспортно-экспедиторские, страховые, арендные.
2) по хар-ру собст-ти: госуд., частные, муницип., кооперативные и т.п.
3) по принадлежности капитала и контролю: национальные, иностранные, смешанные.
4) По сфере деят-ти: нац., международные.
5) По правовому положению: коммерческие (товарищества, общества, кооперативы, гос и мун унитарные предприятия) и некоммерческие (потребительский кооператив, религиозные организации и объединения, фонды, ассоциации и союзы).
Цель преобразования и развития системы управления - сделать ее открытой для принятия инноваций.
Фак-ры: 1. осмысление цели орг-ии,2. концепции производительности орг-ии.3.формир-ие сист. знаний как фак-ра произ-ва.4.расш-е границ системного рассмотрения орг-ии.5.измен. основной задачи управления.6.измен. представления о раб-ке.7.измен. возм-й технич. ср-в, инфо технол.8.измен. эф-ти автоматизации.9. принятие реш-й в разраб. и внедр. инноваций.10.измен. методов ведения бизнеса. Подходы и методы.
1.Системный подход. Методология орг-го проектирования - раздел-е сист. на совок-ть взаимосв. эл-ов, анализ и соверш-е, а затем соединение усоверш-х эл-ов для сохран. единства системы. Гл.цель- сближ. целей и задач подразделений с целями орг-ии. 2. Функциональный подход. Методология функционально-стоимостного анализа. -подход анализа стоимости, исслед-е отнош. резу-та(дохода, прибыли) к затратам. 3. Комплексный подход. Методология реструктуризации- ср-во реформирования орг-ии. Процесс измен. методов функц-я орг-ии. 4. Интеграционный подход. Методология проведения трансформаций- орг.-экон-е преобразование, при кот. меняется состав юр.лиц, уч-х в нем 5.Стратегический подход. Методология формирования. Сущ-е мн-ва методов формир-я стратегии орг-ии объясняется наличием фак-в, опред-х разв. орг-ии и явл-ся реакцией на требования внешн.среды.6. Поведенческий подход. Методология орг-го развития- долгосрочн. программы по соверш-ю процессов орг-го обновления и принятию реш-й. 7. Радикальный подход. Методология реинжиниринга- осущ-е преобразований в орг-ии для повыш. скорости реакций орг-ии на измен. рынка, реконструкцию бизнес-процессов с целью достиж. улучшений в критериях производительности, таких, как ст-ть, кач-во, услуги. 8. Подход контрольных сравнений. Методология бенчмаркинга- сопост-е рез-ти состав-х бизнеса орг-ии и других орг-ий в конкурентной среде. цель -генерировании предлож. по улучшению деят-ти.9. Сценарный подход. Методология разработки сценария развития орг-ии- для оценки наиб. вероятного вар-та будущего и позволяют подготовиться к нему.10. Институциональный подход. Методология формирования цепочки ценностей необходимость орг-ия в инновационной сфере не в отдельности, а в ее взаимод.с др. орг-ями во внешн. среде. идея построения сист. упр-я орг-ей во взаимосвязи с др. орг-ями исходя из концепции ценностей.11. Ситуационный подход. Методология создания самоорганизующейся орг-ии. - формирование совок-ти действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе.
Чтобы построить орг-ое повед- чел-ка надо опред-ь ожидания чел-ка по отношению к орг-ии и наоборот; это и составляет проблему взаимод-я чел-ка и орг-и. Организационным окружением – люди, их группы, подраздел-я, администрация, технологии, в рамках которых чел-к должен осущ. свою деят-ть. 2 подхода: чел-к подбирается на место; место и роль подбираются для чел-ка. проблемы при вхождении в орг-ю:1) адаптация чел-ка к новому окружению 2) Коррекция поведения чел-ка, входящего в орг-ю.3) Изменения в орг-и при вхождении нового чел-ка.
Процессы обучения человека: 1.Обуч. понимающего и принимающего нормы и цен-ти орг-и, 2. входящий чел-к приходит из среды отличной от данной орг-и. Цель- удержать чел-ка, способ-ть его адаптации.
задачи:1. разрушить присущей др.орг-и стиль повед-я; 2.Развить интерес чел-ка к орг-и;3.Привить нормы и цен-ти орг-и. Приемы мотивации входящего человека:материальная поддержка, вне з/п, продвижение по службе, обучение, предоставление жилья на льготных условиях, беседы с рук-ом, разъяснения, рекомендации.
Научение поведению человека в организации - это устойчивый во времени процесс изменения поведения человека. Орг-я посредством стимулов (внешние побуждающие воздействия) и реакции на поведение человека, заставляет сознательно менять свое поведение конкретному человеку. При реакции орг-и исп-ся система компенсаций – внешняя реакция на поведение чел-ка, выраж-я в том, что чел-к приобретает или теряет, или добив-ся чего- в рез-те своей деят-ти. виды: 1.Положительная (осуществляется вознаграждение.)2.Отрицательная (желаемое поведение приводит к устранению нежелательных последствий.)3.Наказание (реакция на неверное поведение человека)4.Гашение нежелательного поведения (человек осуществляющий нежелательные действия, на которые раньше поступала положительная реакция, прекращает их, если на эти действия перестает поступать положительная реакция.)
В настоящее время используется типология управленческих решений, основанная на разнообразных классификационных признаках: 1.по сфере деятельности: экономические, организационные, технические, коммуникативные.2.По срокам действия: оперативные, тактические и стратегические. 3. По целям: коммерческие и некоммерческие. 4.По виду лица, принимающего решение: коллективные или индивидуальные (личными). Приоритетность определяется стилем руководства, степенью централизации организационной структуры и бюджетом времени.5.Степень уникальности: рутинных и уникальных. 6.Полнота исходной информации: решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности. 7.В соответствии с критерием обоснованности: интуитивными, основанными на суждении (уравновешенные, импульсивные, инертные и рискованные) и рациональными. 8. По рангу управления или уровню иерархии: решения высшего, среднего и нижнего уровней. 9. В зависимости от масштабности: комплексные –для решения многофакторных проблеми частные применяются в решении частных вопросов деятельности организации. 10. По направленности УР: на внешние и внутренние решения. 11. По методу формализации и представления: вид текстового документа, графической или математической модели. Формы УР: план, программа, приказ, распоряжение, указание и просьба. 12.по способу передачи различают вербальные, письменные и электронные управленческие решения.
Решение – результат осмысленной деятельности, приводящий к определенным выводам или необходимым действиям. Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.