Минатом начинает сворачивать социальные программы в 30-километровых зонах вокруг атомных станций, тем самым получая дополнительные средства.
В России потенциал энергосбережения в сфере энергетики в целом достигает 40%. Инвестиции в этот сектор гораздо более выгодны, чем в атомную энергетику. «Путем осуществления 600 конкретных мер и технологий» [1] стоимостью 1-1,3 млрд долл. может быть сэкономлено 70-85 млн тонн условного топлива (т.у.т.) (7-9% всех энергоресурсов).
Существуют большие перспективы для развития возобновляемых источников энергии. Их доля в общем энергетическом балансе может достигнуть к 2020 г. 7-10%, что выше доли атомной энергетики [7]. Планируемое финансирование мероприятий в области энергосбережения составит на ближайшие 8 лет 6,5 млрд долл., что существенно меньше инвестиций в строительство и планирование новых АЭС [2].
Запасов природного урана для современных тепловых реакторов при современной установленной мощности АЭС хватит приблизительно на 80 лет [8]. Таким образом, продолжение политики активного инвестирования в новые атомные станции и мощности по переработке отработавшего ядерного топлива отвлечет значительный научный, кадровый и материальный потенциал от развития альтернативных источников энергии (включая энергосбережение) и приведет к серьезным потерям для всей экономики России в долгосрочной перспективе.
Из «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.» (ГУ ИЭС Минэнерго России. М., 2001) [1].
Основные параметры развития электроэнергетики (благоприятный вариант развития)
2000 г. 2020 г.
Всего,млрд кВт-ч 876 1620
АЭС, млрд кВт-ч 131 (14,9%) 340 (20,9%)
Прогнозы спроса и предложения энергетических ресурсов (благоприятный вариант развития)
Показатели 2000 г. 2020 г.
Внутренний спрос на
энергоресурсы, млн т.у.т. 929 1265
Атомная энергия, млрд кВт-ч
(млн т.у.т.)* 131 340
(16) (42)
% атомной энергии от общего
объема энергоресурсов** 4,3% 8,3%
* 1 т.у.т. эквивалентна 8141 кВт-ч электрической энергии
** При КПД тепловой станции 40%
Комментарий авторов
Если в электроэнергетике доля атомной энергии составляет около 15%, то в общем энергобалансе страны чуть более 4%. Это связано с тем, что транспортное топливо и топливо для обогрева помещений представляет значительную долю в энергобалансе России. В лучшем случае, к 2020 г. доля атомной энергии в общем энергобалансе страны достигнет 8,3%, что обойдется, как минимум, в 9 млрд долл. [1,2].
Из «Стратегии развития атомной энергетики России в первой половине ХХI в.» (ЦНИИатоминформ, 2000) [8].
При имеющихся ресурсах урана срок функционирования отечественной атомной энергетики на тепловых реакторах, если оставаться на уровне мощности 20 ГВт (эл.), составляет 80 лет.
Комментарий авторов
1. 20 ГВт (эл.) – приблизительная установленная мощность всех 30 промышленных реакторов, работающих в настоящее время в России.
2. Именно исчерпаемость природного урана является причиной, по которой Минатом ведет исследования нового типа реакторов на новом виде топлива. Но данное направление находится в стадии проработки, и его будущее пока неясно из-за технических сложностей и проблемы нераспространения ядерного оружия.
Из интервью Генерального директора концерна «Росэнергоатом» О.М. Сараева радиостанции «Эхо Москвы» 9 декабря 2002 г. [3].
А. Венедиктов: Вот я спросил о важных потерях. И еще вопрос, все-таки будут строиться новые атомные электростанции, в плане российские, или нет?
О. Сараев: К сожалению, у нас сегодня нет средств для того, чтобы строить новые атомные электростанции. Для этого нужно воссоздать экономическую базу для строительства, чем мы сейчас занимаемся…
Из интервью министра по атомной энергии РФ А.Ю. Румянцева «Российской газете» 25 июня 2002 г. [9]
РГ: А с чем связано решение правительства сократить инвестиционную программу атомной энергетики на 2002 год с 24 до 19,8 миллиарда рублей?
А.Ю. Румянцев: Расчеты показывают, и я с ними согласен, что наша экономика просто не выдержит такого увеличения тарифов на электроэнергию, как поначалу планировалось.
Комментарий авторов
Предполагается, что инвестиционная программа Минатома по строительству новых АЭС будет в том числе финансироваться за счет продажи электроэнергии атомных действующих станций по повышенному тарифу
Из отчета Счетной палаты о проверке состояния и развития атомной энергетики, ее влияния на формирование федерального бюджета, использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы «Топливо и энергия» в 1999-2000 гг., в том числе на строительство Курской АЭС и Калининской АЭС [4].
Затраты на ядерное топливо в 1999 г. составили 21,4%, в 2000 г. – 24,3% (в себестоимости товарной продукции АЭС – Прим. авт.). В 2000 г. превышение составило 296,2 млн. руб. (по расчету – 2695,8 млн. руб., фактически – 2992,0 млн. руб.)
Комментарий авторов
Исходя из данных отчета, стоимость ядерного топлива для российских АЭС составляет 3700 руб. (130 долл.) за килограмм. Однако стоимость ядерного топлива на основе мировых цен составляет порядка 600 долл. за килограмм [62]. При расчете стоимости ядерного топлива для российских АЭС на основе мировых цен ежегодные затраты на ядерное топливо (800 тонн) должны быть на уровне 14,4 млрд руб. (480 млн долл.) Таким образом, разница между существующими затратами на ядерное топливо и его реальной стоимостью составляет около 11,5 млрд руб. (более 380 млн долл.) Во многом за счет искусственно заниженных цен на топливо Минатом удерживает свои позиции на рынке электроэнергии.
Из федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг. Утверждена постановлением правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 149 [5].
Мероприятия по реализации федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России» на 2000-2006 гг.
Мероприятия Объем фи нансирова ния за счет средств фе дерального бюджета, млн руб.
1. Подпрограмма «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение» (государственный заказчик – Минатом России)
Совершенствование технологий обращения
с радиоактивными отходами на предприятиях по добыче
и переработке урановых руд, изотопному обогащению урана 12,42
и изготовлению ядерного топлива
Совершенствование технологий обращения с радиоактивными
отходами атомных электростанций 38,67
Создание пунктов захоронения и хранилищ радиоактивных
отходов и отработавшего ядерного топлива 77,51
2. Подпрограмма «Безопасность атомной промышленности» (государственный заказчик – Минатом России)
Разработка новых технологий и проведение исследований