Теракты в Нью-Йорке и Москве заставляют вспомнить предупреждение лауреата Нобелевской премии Петра Капицы об опасности ядерной энергетики. Сегодня отмеченная им среди прочих проблема накопления радиоактивных отходов дополняется другой, еще более важной - реальной возможностью захвата и взрыва атомной станции террористами. И совсем неважно, будет лизахвачена атомная станция в России, на Украине, в Литве, Болгарии или в центре Западной Европы. Теракты в России и США говорят о реальности такой перспективы. В условиях угрозы терроризма безопасных АЭС не существует. МАГАТЭ уже признало, что все атомные станции в мире не защищены от нападения с воздуха. Ситуация с защитой ядерных объектов «с земли» не лучше.
Проблемы, о которых говорится в этом сборнике, характерны для всей мировой атомной энергетики. Посещая атомные станции в Пенсильвании и Коннектикуте, мы убедились в схожести этих проблем с российскими. Более того, у нас сложилось впечатление, что дезинформация, пропаганда полной безопасности атомных станций в США более изощренная, чем в России, что делает их более уязвимыми для террористов. Угроза международного терроризма заставила нас по-новому посмотреть на проблему безопасности.
На фоне ухудшающейся ситуации с охраной ядерных объектов продолжается общая коммерциализация отрасли при тотальной за-крытости Минатома. Именно глубокая секретность, искажение информации о состоянии ядерного комплекса являются причинами запоздалого осознания обществом опасности атомной энергетики.
Секретность и фактическая бесконтрольность Минатома создают условия для вседозволенности. Такое «уникальное» положение позволяет атомщикам успешно «протаскивать» опасные проекты, несущие угрозу национальной безопасности и государству в целом. Минатом, по существу, диктует правительству, какая информация должна доводиться до общества, а какая нет, чтобы министерские интересы не пострадали. В итоге правительство берет курс на строительство новых атомных станций как способ решения проблемы снижения выбросов парниковых газов («приравнять строительство АЭС к выращиванию лесов»).
Поддержка и инвестирование в строительство новых АЭС и мощностей по переработке отработавшего ядерного топлива в ближайшие десятилетия приведут к потерям для экономики всей страны. Вместо того чтобы финансировать развитие альтернативных источников энергии (доля которых может легко достигнуть объема ядерной) и энергосбережение (потенциал которого составляет 40%), государственные средства будут направляться на строительство новых реакторов и на дорогостоящие меро-приятия, связанные с радиационной безопасностью, выведением из эксплуатации старых реакторов и утилизацией новых радиоактивных отходов.
В качестве первого шага для выхода из сложившейся ситуации необходимо срочное реформирование Минатома - разделение его на гражданскую и военную части. Кроме того, необходимо установить режим жесткого общественного и государственного контроля над гражданской частью Минатома и в первую очередь над его финансовыми потоками.
Все это может стать реальным, если информация о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах со стороны ядерного комплекса станет открытой и общедоступной, как это записано в экологической доктрине Российской Федерации.
Каждый день приносит все новые данные об инцидентах в ядерном комплексе по всему миру. И нам всем остается только надеяться, чтобы их количество не переросло в новое качество - новую чернобыльскую трагедию.
Авторы выражают надежду, что материалы сборника привлекут внимание правительства и общественности как в нашей стране, так и во всем мире.