Шаг № 5. Детерминация затрат по выходам бизнес-процесса, рассчитанная на единицу выхода экземпляра бизнес-процесса
Таблица Объем участия экземпляров бизнес-процесса, порождающих накладные расходы
Класс бизнес-процесса первого уровня \ Экземпляры бизнес-процесса |
«Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» |
Результат расчета затрат экземпляров бизнес-процесса (в условных ед.) |
«Собрать товар» (100%) |
0% |
0 |
«Проверить товар» (100%) |
0% |
0 |
«Доставить товар в магазин сети» (100%) |
0% |
0 |
«Обработать товар в магазине» (100%) |
15% |
27,12 |
«Открыть магазин в начале операционного дня» (100%) |
5% |
2,75 |
Таблица Расчет затрат на единицу выхода бизнес-процесса по модели «как должно быть»
Класс бизнес-процесса первого уровня \ Статьи затрат |
«Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» |
Материалы, техника, комплектующие и расходные материалы |
6,46 /ед. обслуживания |
Прямые затраты труда |
8,76 /ед. обслуж. |
Накладные расходы по эксплуатации оборудования |
0,0 /ед. обслуж. |
«Собрать товар» (100%) |
0,0 /ед. обслуж. |
«Проверить товар» (100%) |
0,0 /ед. обслуж. |
«Доставить товар в магазин сети» (100%) |
0,0 /ед. обслуж. |
«Обработать товар в магазине» (100%) |
27,12 /ед. обслуж. |
«Открыть магазин в начале операционного дня» (100%) |
2,75 /ед. обслуж. |
Итого: стоимость ед. бизнес-процесса (т.е. обслуживания одного магазина) |
45,09 /ед. обслуж. |
Таким образом, в стоимость процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» в месяц составит 11272,5 у.е. (стоимость единицы процесса (45,09) умноженная на коэффициент использования (250). Средние организационно-производственные затраты компании в месяц составляли 47280 у.е. Данные по издержкам (прямым, косвенным, постоянным и т.д.) компании были получены на первом уровне расчетов путем изучения отчетности компании, которая ведется традиционным способом. Среднегодовые затраты на складское хозяйство составляли до реинжиниринга бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» 194660 у.е. (см. Таблицу «Распределение издержек по организационным элементам» первого уровня расчетов по методике ФСА). Таким образом ежемесячные издержки на осуществление бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» после проведения реинжиниринга составляют 11272,5 у.е. Разница между расчетами первого и второго уровней представлена ниже в таблице.
Таблица Разница результатов стоимости бизнес-процесса после его реинжиниринга
Уровень расчета \ Статья затрат |
До реинжиниринга |
После реинжиниринга |
«Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» |
56310 у.е. |
11272,5 у.е. |
Уменьшение в 5 раз месячной стоимости бизнес-процесса «Обработка заказов и отгрузка товаров со склада в магазины сети» после реинжиниринга дало реальный экономический эффект выраженный в сокращении ежегодных расходов организации на 540 450 условных единиц.
Глоссарий
В Глоссарии мы попытаемся раскрыть основные термины и понятия, встречающиеся в ходе изучения предмета БПР. Однако не будут представлены в глоссарии синтаксические и семантические особенности отдельных стандартов
IDEF, по причине того, что более удобно для освоения изучаемой области исследования будет представить их описание непосредственно в соответствующих разделах публикации.
Далее по тексту будет понятно, насколько определяющими являются термины, которые будут представлены нами ниже в глоссарии. Поэтому читателю необходимо уделить особое внимание на изучение приводимого нами ниже глоссария.
1. Реинжениринг – метод, при использовании которого происходит фундаментальная модернизация ранее существующих технологических, технических, организационных решений в организации.
2. Бизнес-процесс – термин, используемый для описания того, как действия функционируют в бизнесе.
3. Функция – составная часть любого процесса управления. В БПР под функцией имеется в виду не традиционная область ответственности, такая, как сбыт и НИОКР, а область компетенции, такая, как знание конкретного типа продукции, производимой компанией.
4. Действие – это сознательно направленное усилие элемента бизнес-системы, осуществляемое для получения позитивного, оцениваемого результата.
5. Система. Имеет следующие свойства: взаимодействие со средой, целостность, информационность, сложность, иерархичность.
6. Бизнес-система - такая организация среды, которая имеет внутренние и внешние границы, взаимодействующую как с внутренними элементами, так и с внешними агентами путем обмена деловой информацией через имеющиеся каналы связи, используя принятые для данной деловой среды семантические и семиотические правила, а также обладая сложной организационной иерархической структурой, осуществляющей экономическую деятельность с главной целью получения прибыли и саморазвития.
7. Процесс – набор операций, которые, взятые вместе, создают результат, имеющий ценность для потребителя.
8. Модель типа «как есть» – модель, которая демонстрирует как бизнес или организация работает в настоящее время.