На руководящей должности главными моментами работы является планирование, организация, координация и контроль нескольких человек или подразделений организации.
Менеджеров всегда поджидают мели и рифы в самых разных ситуациях. Чтобы их преодолеть необходима постоянная работа над собой – своими прифе6ссиональными и личностными качествами. Одно из наиболее важных условий при занятии руководящей должности – знание природы власти – того особого психологического инструмента, используя который, руководитель может влиять на своих подчиненных и последователей, приводить к успеху свою организацию.
Руководителей теоретики менеджмента делят на два типа: лидеров и менеджеров.
Лидеры – те, кому люди хотят доверить свою судьбу и свое будущее, потому что лидер в своих словах и поступках выражает их чаяния и надежды. За лидером идут добровольно, на него хотят быть похожим по моральным и деловым качествам. Авторитет лидера строится на его умениях использовать свою власть ради достижения целей группы и выражать ее ценности. Лидер возбуждает в своих последователях энтузиазм через создание образов перспективного будущего, ради которого стоит потрудиться и пойти на определенные жертвы. Огромная побудительная сила прекрасной мечты в полной мере используется лидером для сплочения группы и повышения ее работоспособности. В организации лидер выступает как стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов. Исследования особенностей человека, обладающего качествами лидера, отражены в таблице:
Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров[2].
Ассоциация менеджеров России провела опрос 460 руководителей и управляющих российских компаний по вопросам: какие качества отличают бизнес лидера сегодня? И какими он должен обладать завтра, чтобы оставаться лидером? [23]
В ходе исследования были опрошены руководители высшего звена крупных российских компаний. Среди них 273 занимают посты президентов и генеральных директоров, 67 – финансовых директоров, 64 – коммерческих директоров и 56 – директоров по персоналу.
Участникам исследования было предложено оценить относительную важность следующих управленческих качеств:
— способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество);
— способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции;
— стратегическое видение развития бизнеса;
— умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса;
— способность принимать решения в условиях неопределенности;
— формирование управленческой команды;
— умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов;
Были получены следующие результаты (в скобочках место качества через 3 года):
Автопортрет генерального директора:
1. формирование управленческой команды (3)
2. стратегическое видение развития бизнеса (1)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. способность принимать решения в условиях неопределенности (9)
5. самодисциплина и организованность (5)
6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
7. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (6)
8. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (7)
9. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (8)
10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (10).
Автопортрет директора по персоналу:
1. стратегическое видение развития бизнеса (1)
2. формирование управленческой команды (3)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. способность принимать решения в условиях неопределенности (6)
5. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
6. самодисциплина и организованность (9)
7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (8)
8. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (5)
9. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (10)
10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (7)
Автопортрет коммерческого директора:
1. стратегическое видение развития бизнеса (1)
2. формирование управленческой команды (3)
3. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (2)
4. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (4)
5. способность принимать решения в условиях неопределенности (10)
6. самодисциплина и организованность (6)
7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (7)
8. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (8)
9. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (5)
10. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (9)
Автопортрет финансового директора:
1. формирование управленческой команды (1)
2. стратегическое видение развития бизнеса (2)
3. способность принимать решения в условиях неопределенности (10)
4. умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса (3)
5. способность налаживать и поддерживать конструктивные взаимоотношения с внешними сторонами (партнеры, государство, общество) (4)
6. умение делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов (5)