Менеджеры различного уровня затрачивают неодинаковую часть своего времени на основные управленческие функции. Управление подразделяется на 3 уровня:
- институциональный уровень (управление высшего звена)
- управленческий уровень (управление среднего звена)
- технический уровень (управление низового звена)
Менеджеры высокого уровня большую часть своего рабочего времени тратят на осуществление функций планирования и контроля, а более низкого уровня (линейные менеджеры) больше заняты подбором кадров, организацией их труда. Однако на всех уровнях управления они в определенной мере используют и выполняют все функции управления.
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. Они объективны, не зависят от воли и желаний отдельных людей, но их нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, который позволяет подсказать руководителю, как лучше и эффективнее воздействовать на объект управления и какую реакцию следует ожидать на управляющее воздействие. При смене социально-политических формаций, при непрерывном развитии всех явлений в мире принципы управления изменяются и совершенствуются. Время вносит в них свои коррективы.
Искусство управления не может опираться только на интуицию, талант руководителя. Оно основывается на теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизацией, - на принципах, законах управления.
Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1911 г. американским менеджером Ф. Тейлором. Он сформулировал четыре принципа научного менеджмента в своей книге «Принципы и методы научного менеджмента», которые осуществлялись применительно к отдельному предприятию и вся система была направлена на рационализацию труда. В 1912 г. американский менеджер Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности» сформулировал принципы рационального управления. Однако один из основоположников научной организации труда, создатель «теории администрирования» А. Файоль высказал мысль о том, что число принципов управления неограниченно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов, во всяком случае на все то время, пока опыт подтверждает его эффективность. В начале 20-х годов Файоль выделил 14 принципов управления, которые глубоко изучаются специалистами:
Этими принципами предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента.
Принципы управления разрабатывались представителями всех школ управления, также они разрабатывались и в нашей стране. В своей курсовой работе я хотела бы привести некоторые, на мой взгляд, наиболее важные принципы управления на сегодняшний день:
Принцип |
Содержание принципа |
Цель |
Каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. |
Правовая защищенность управленческого решения |
Необходимость знания руководителем действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам. |
Делегирование полномочий |
Передача руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. |
Соответствие |
Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя. |
Первый руководитель |
При выполнении важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия. |
Одноразовый ввод информации |
Один раз введенная в память компьютера информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно связанных задач. |
Автоматическое замещение отсутствующего |
Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. |
Оптимизация управления |
Оптимизация управления повышает эффективность управляемой системы: централизация управления – при решении глобальных, стратегических проблем, децентрализация – для стимулирования инициативы, соблюдение нормы управляемости и так далее. |
Повышение квалификации |
Обязательное повышение квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности. |
Честность |
Честное отношение и доверие к людям. |
Иерархичность и обратная связь |
Создание многоступенчатой структуры управления, при которой нижние звенья управляются своим же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня; постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. |
Сочетание прав, обязанностей, ответственности |
Каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. |
«монтера Мечникова» |
Любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) и материально |
Научная обоснованность управления |
Все управленческие действия должны осуществляться на базе применения научных методов и подходов. |
Желая выяснить, что думают российские директора о принципах корпоративного управления, какие правила отношений с акционерами они считают наиболее важными для повышения инвестиционной привлекательности своих компаний, российский институт директоров совместно с Ассоциацией менеджеров России организовал исследование под названием «Готовность российских компаний к внедрению Кодекса корпоративного поведения». [24]