Финансовый директор — хотел бы наладить полный финансовый контроль, не потерять рабочее место.
Данный метод помогает выявить свои недостатки и, если ты не заметишь их сам, то тебе об этом скажут. Но по-моему существуют также и недостатки, т.к. оценка выносится довольно субъективная, жюри состоит всего из 9 человек (специалистов) и у каждого из них своя субъективная точка зрения: на практике может оказаться, что проигравший по оценке жюри, выиграет. Вероятность этого конечно не велика, но все же присутствует.
Следующее, что я хотела бы рассмотреть – это тренинги.[9]
Хотя тренинги длятся максимум четыре дня, польза от них очень большая: львиная доля времени отводится на практические занятия. Кроме того, тренеры видели много компаний, знают, с какими трудностями те обычно сталкиваются и как их преодолевают. И главное, им известно, как научить персонал действовать эффективно. Хороший бизнес-тренер должен блестяще владеть психологией, иметь представление о практическом бизнесе и к тому же обладать недюжинными коммуникативными навыками. Тренинги в России – явление относительно новое. Впервые эту услугу стали предлагать в начале 1990-х, и клиентами были в основном западные корпорации. Тренинги делятся на открытые и корпоративные. Первые проводятся для всех, кто пожелает: клиент выбирает программу, платит деньги и проходит тренинг вместе с другими, незнакомыми ему, людьми. На корпоративных же тренингах случайных людей не бывает: все обучаемые – сотрудники компании, заказавшей эту услугу. С точки зрения используемых тренинговыми компаниями методов их можно разделить на две группы – "западников" и "славянофилов". Первые – это зарубежные компании, тренинги которых разработаны и успешно апробированы на Западе, например CBSD ("Центр развития деловых навыков"), MTI и др. Их преимущество в том, что по окончании учебы слушатели получают международные сертификаты. А "славянофилы" – среди них "АРС-Витэ", PRADO R & T, группа компаний "Международный институт менеджмента" – используют программы, разработанные в России и для России, с учетом специфики конкретной компании. Хороший тренинг – это не просто передача знаний и умений. Для начала тренинг-компания должна провести диагностику фирмы-клиента: понять, в чем ее проблемы, и придумать, как их лучше решить. А по окончании тренинга – измерить эффект от его проведения. Наиболее распространенные и востребованные тренинги входят в три группы: тренинги по управлению, взаимодействию и отработке конкретных деловых навыков. Программы из управленческой группы помогают выявить и исправить слабые стороны руководителя. К примеру, программы "Разработка рыночной стратегии" и "Стратегическое управление в условиях изменений" ("Институт тренинга") позволяют менеджерам научиться вырабатывать и применять рыночную стратегию. Такие тренинги рассчитаны в основном на менеджеров высшего звена. Программы для миддлменеджеров посвящены более частным вопросам: управлению сервисом, проектами, проблемам найма персонала и его мотивации и т. п. Программы по деловым навыкам направлены на развитие различных деловых качеств. Например, умению планировать время – его выработке посвящены тренинги по тайм-менеджменту. Тренинги по деловому этикету помогают правильной организации бизнес-контактов: как принимать делегацию, подготовить программу пребывания, преподнести сувенир, провести телефонные переговоры и т. п. Тренинги по ораторскому искусству научат говорить публично, а программы по стресс-менеджменту – преодолевать стрессы и рационально использовать силы ("АРС-Витэ"). Сам процесс тренинга выглядит так. Сначала тренинговая компания командирует к заказчику специалиста, цель которого – провести диагностику. Взаимодействуя со службой персонала, он готовит и формирует группы для тренинга, тестирует участников, собирает сведения о них и т. д. Диагностика – процесс долгий, порой на нее уходит несколько недель. Причем сотрудники об этом могут даже не догадываться. Екатерина Тимохина, исполнительный директор компании "Тим Тренинг Россия": “Мы работали с одним банком, и для проведения диагностики отправили одного из наших сотрудников по всем его отделениям. В каждом он открывал расчетный счет. В результате к концу своего маршрута он знал сильные и слабые стороны каждого отделения – насколько грамотно там обращаются с клиентами, насколько оперативно работники выполняют свои функции и т. п.” После диагностики начинается собственно тренинг. Обычно он продолжается один-два дня, причем сами тренеры рекомендуют участвовать в тренингах не чаще, чем раз в 1-2 месяца. Как правило, программа состоит из двух основных этапов. Первый посвящен упражнениям на развитие логики и восприятие информации – слушателей готовят к приобретению новых навыков. Сами же навыки передаются на втором этапе. В ход идут мини-лекции, анкетирование, мозговые штурмы и т. п. Анна Моносова, гендиректор "АРС-Витэ": “На этой стадии могут использоваться различные вспомогательные инструменты. Самый распространенный – видеозапись, она дает обучаемым возможность увидеть свою работу со стороны. К примеру, два участника разыгрывают сценку "Продавец и трудный покупатель". Это записывают на видео, а потом группа вместе с тренером просматривает пленку, обсуждает недочеты и пытается придумать, как в идеале должна выглядеть такая ситуация. Каждый помечает для себя ошибки и делает выводы”. Через несколько месяцев после завершения тренинга есть смысл проверить, насколько полезным он оказался. Впрочем, объективных критериев, позволяющих оценить качество работы тренинг-компаний, не существует. Обычно тренеры опираются на отзывы сотрудников, партнеров и клиентов своих подопечных. Иногда пытаются проследить изменения в объемах продаж компании и производительности ее работников. Но даже если показатели выросли, вряд ли можно точно рассчитать, в какой степени это заслуга тренеров. Однако у них в любом случае есть резон посетить офис заказчика еще раз – а вдруг он уже созрел для нового тренинга. Или для послетренинговой поддержки, которая закрепляет полученные знания. |
Тренинги, проводимые именно для руководителей позволяют им добиться более эффективного использования своего времени, найти выход из тупика, увидеть недостатки своей работы. Но есть возможность того, что какие-либо секреты твоей фирмы (особая бизнес-схема или что-либо другое) станут известны конкурентам.
Овладение искусством менеджмента заключается в умении выбрать из образцов наилучший вариант, применить его в других условиях, учитывая их специфику [2].
И следующее, что следует рассмотреть - это ситуационный метод, широко используемый за рубежом и известный как кейс-метод (case-study method - метод анализа конкретных ситуаций). Этот метод используется как элемент различных программ обучения базовой подготовки менеджеров и краткосрочных интенсивных курсов повышения квалификации управленческого персонала.