7. детальное знание внутренних бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли) (6)
8. самодисциплина и организованность (8)
9. способность к ведению переговоров и убеждению в своей позиции (7)
10. умение налаживать конструктивные взаимоотношения внутри коллектива (9)
В рамках исследования был проведен анализ ответов топ-менеджеров всех рангов по принципу специализации их компаний.
Формирование управленческой команды считается наиболее существенным для достижения успеха в следующих отраслях: финансовый сектор, легкая промышленность, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, связь, транспорт, строительство, топливный комплекс и электроэнергетика.
Руководители ряда отраслей в качестве ключевой характеристики успешного менеджера выделяют стратегическое видение развития бизнеса (химическая промышленность, цветная металлургия, пищевая промышленность, профессиональные услуги, торговля). Представители черной металлургии назвали первостепенной особенностью умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса, а руководители предприятий сервиса — детальное знание бизнес-процессов и производственной специфики предприятия (отрасли).
Таким образом, приоритет формирования управленческой команды над другими характеристиками руководителя нельзя считать универсальным и общепризнанным. Это можно объяснить тем, что отрасли, где больше всего ценится стратегическое видение развития бизнеса, находятся на стадии более активного структурно-организационного переоформления. Другими словами, в этих отраслях более активно изменяется структура собственности и распределение рыночных долей, поэтому стратегические видение в этих сферах особенно важно. В пищевой промышленности, например, происходит активное продвижение крупных московских компаний в сферу агробизнеса, в торговле — экспансия на российский рынок западных игроков, в цветной металлургии — реструктуризация крупнейших горно-металлургических компаний. А ситуация в черной металлургии может быть связана с поиском новых рынков сбыта после того, как изменятся условия торговли с зарубежными странами.
Предприятия сервиса, вероятно, отстают от общих тенденций в экономике. Это объясняется меньшим масштабом этих предприятий, а также относительно медленным приходом в отрасль крупного капитала. Последний всегда несет с собой четкое разделение функций собственности и управления, и поэтому его медленное проникновение в сервис приводит к «консервации» представлений о том, что необходимо детально знать производственную специфику отрасли. Руководители предприятий легкой промышленности, которая тоже страдает от отсутствия интереса со стороны крупного капитала, то же самое качество — детальное знание специфики — ставят на второе по значимости место.
Умение налаживать контакты с внешними сторонами оценивается более высоко, чем умение вести переговоры, во всех отраслях, за исключением пищевой промышленности, сельского хозяйства, топливного комплекса и торговли. Что объединяет эти, казалось бы, разнородные отрасли? Оказывается, высокое постоянство установившихся деловых и технологических связей. Например, в пищевой промышленности у каждого переработчика есть круг связанных с ним (в первую очередь географически) поставщиков — предприятий сельского хозяйства. Эта технологическая связка переносит центр внимания руководителей с количества внешних контактов на их качество, что повышает важность переговоров. Эффективность работы в упомянутых отраслях зависит не столько от налаживания и поддержания новых внешних связей, сколько от распределения выигрыша при работе с традиционными партнерами.
Наконец, показательны личностные характеристики, которым в разных отраслях придается меньше всего значения. В легкой промышленности это способность принимать решения в условиях неопределенности, умение вести переговоры и управлять стратегическими изменениями в бизнесе. Вероятная причина такого положения уже указывалась: более низкие темпы развития в сравнении с целым по рынку. Те же самые факторы как наименее значимые указывают менеджеры предприятий машиностроения. В данном случае, вероятно, дело в том, что крупные финансово-промышленные холдинги только недавно начали проникать в сектор машиностроения, и большинство руководителей в этом секторе — управленцы старшего поколения.
Необычной выглядит низкая оценка (девятое место), которую получила важность формирования конструктивных отношений внутри коллектива в секторе профессиональных услуг. Этот показатель можно объяснить тем, что в данном сегменте рынка для оказания услуг обычно требуется совместная работа относительно небольшого количества сотрудников (зачастую одного-двух), и результат деятельности компании зависит не от совокупных усилий всех сотрудников вместе, а от результатов работы каждой такой группы. Поэтому и роль отношений в коллективе оказывается невысокой.
Для сельского хозяйства небольшое значение имеет такое качество, как умение управлять стратегическими изменениями. Очевидно, главная причина — высокая инертность отрасли.
Для финансового сектора меньше всего значит способность к ведению переговоров. В отличие от других отраслей роль переговорных навыков невысока из-за снижения общей рентабельности банковского бизнеса. Ценовая конкуренция становится все менее возможной. Соответственно, и деловой успех связан с неценовыми параметрами маркетинговой стратегии — важнее не индивидуальные переговоры, а общий набор предлагаемых услуг.
Следует отметить, что представления российских менеджеров о качествах бизнес-лидеров в недалеком будущем отличаются от мнений о том, что необходимо современному руководителю. Однако принципиальных сдвигов в оценках нет. Это говорит о том, что взгляды руководителей достаточно стабильны и принципиальной замены сегодняшних лидеров не предвидится. Судя по их собственным прогнозам, они имеют все шансы адаптироваться к требованиям будущего.
Из данного исследования видно, что общие качества в зависимости от специфики деятельности руководителя той или иной отрасли, имеют разную значимость. И именно, управленец должен суметь определить, выяснить важность того или иного качества для себя, чтобы эффективно осуществлять свою деятельность. В этом также заключается его искусство.
В отличие от лидера менеджер выполняет главным образом тактические задачи. Он практически пытается реализовать в конкретных делах то, что в перспективе было обрисовано лидером. Его стихия – распоряжение конкретными исполнителями и контролирование их работы.
Лидер и менеджер отличаются друг от друга способами воздействия на своих подчиненных. Если лидер влияет непосредственно силой своих убеждений и других положительных нравственных качеств, то менеджеру для выполнения своих обязанностей приходится применять власть, т.е. совершать определенные действия, которые могут как повышать, так и понижать жизненные ресурсы вверенных ему работников.