рефераты по менеджменту

Управление как искусство

Страница
11

Таким образом, если сумми­ровать две частоты – постоянную и периодическую, - то распреде­ление ролей будет иметь следу­ющий вид (в порядке убывания):

1. организатор(32);

2. администратор (31);

3. психолог и мотиватор (по 26);

4. экономист (25);

5. технолог и исполнитель команд «сверху» (по 24);

6. стратегиинноватор(по22);

7. маркетолог и регулировщик кон­фликтов (15);

8. предприниматель (14);

9. юрист (11).

Таким образом, были получены первоначальный ролевой репер­туар руководителя вузовского из­дательства, написанный «частот­ной краской».

Предпочтение ролей. Далее руководители оценили тринад­цать предложенных ролей по при­знаку «нравятся больше всего».

Сообразно полученным результатам, Комаровым была проведена группировка ролей в диапазоне от «нравится больше всего» до «нравится меньше всего», поскольку предпочтение ролей - это отношение руководителя к своему ролевому репертуару, на­ходящее выражение в самых раз­личных оценках.

Первое место заняла роль организатора (19 чел.). На втором месте оказались роли инновато­ра (13), стратега (11) и технолога (10). На третьем месте - роли мо­тиватора (9), администратора (8) и психолога (8). И, наконец, в четвертую группу входят роли эко­номиста (4), юриста (4), предпри­нимателя (3), регулировщика кон­фликтов (3), исполнителя команд «сверху, (2) и маркетолога (1).

Таким образом, руководите­лям вузовских издательств нра­вятся функции, связанные с ро­лями организатора, инноватора стратега и технолога. Получается следующаяделовая деловая модель:

- намечаю перспективные задачи - организую улучшение, совершенствование работы подразделения - организую выпуск необходимой литературы соответствующего качества. Как показали последующие занятия, самая нелюбимая роль маркетолога оказалась и самой уязвимой, то есть по ней у руко­водителей (по их мнению) мень­ше всего было знаний, навыков и умений. То есть, чем меньше известность роли при ее востребованности в практической дея­тельности, тем больше и боязнь этой роли.

Трудные роли. В предложен­ном опроснике руководители так­же отметили роли, которые дают­ся им с большим трудом.

Для систематизации ролей по этому признаку мною введена следующая градация:

- наиболее трудные роли;

- роли средней трудности;

- менее трудные роли.

В подгруппе наиболее труд­ных ролей оказались - экономи­ста (15), исполнителя команд «сверху» (13), предпринимателя (12), юриста (11), маркетолога (10) и регулировщика конфликтов (9). По словам руководителей, трудность этих ролей обусловле-' на явной недостаточностью эконо­мической, предпринимательской, юридической, маркетинговой и социально-психологической под­готовки применительно к особен­ностям вузовского издательства. Как выяснилось при обсужде­нии итогов самооценки, трудность роли исполнителя команд «сверху» следует понимать как внутриличностную преграду жес­тким указаниям со стороны пред­ставителей ректората, которые, как правило, не учитывают осо­бенностей сложившейся ситу­ации, связанной с изданием той или иной литературы.

В подгруппу средней трудно­сти попали роли психолога (6), администратора (4), стратега (4), инноватора (4) и мотиватора (3).

Наименее трудными оказались роли организатора (1) и техноло­га (0)!

Следовательно, полученные данные выражают потребности опрошенных руководителей ву­зовских издательств в опреде­ленных знаниях, навыках и уме­ниях. При этом потребности у каж­дого из них, несмотря на одина­ковость профиля работы, индиви­дуальны.

Желание лучшего исполнения ролей. Для систематизации полу­ченных данных по этому призна­ку мною была введена следую­щая градация:

1) желания большей степени;

2) желания меньшей степени.

В первую подгруппу вошли сле­дующие роли - предпринимате­ля (19), маркетолога, психолога и инноватора (по 17), юриста и эко­номиста (по 15), организатора (13), стратега (12), администратора, тех­нолога и регулировщика конф­ликтов (по 11).

Совершенно очевидно, что данные роли отражают потребно­сти руководителей по лучшему их исполнению, которые в той или иной мере могут быть удовлетворены также и с помощью сис­темы повышения квалификации. Во второй подгруппе оказались роли мотиватора (7) и исполните­ля команд «сверху» (4).

Некоторые руководители по­лагают, что они имеют явно не­достаточные представления о механизме мотивации и хотели бы получить в этой области соот­ветствующую подготовку.

Исполнение команд «сверху» большинство руководителей счи­тает достаточно отработанным, поскольку, как они полагают, если бы этого не было, они не зани­мали бы свои должности. Вообще, как отметили руководители, административно-командный стиль в вузах был, есть и «будет быть», поскольку он «сидит в ге­нах» и доказал свою «прямоли­нейную эффективность».

Таким образом, предложенная и первоначально использованная исследователем методика по ана­лизу ролевого репертуара руко­водителей вузовских издательств позволила получить весьма инте­ресные результаты, которые были положены в основу организации семинаров по маркетингу и менеджменту для данной категории руководителей.

Искусство руководителя состоит в том, чтобы правильно оценить ролевые типы и повлиять на их оптимальное сочетание в коллективе, что способствует повышению эффективности деятельности коллектива и самого руководителя. При этом надо стремиться, чтобы различные роли дополняли друг друга и в их взаимодействии формировался гармоничный ансамбль. Ряд исследователей при этом уделяют особое внимание оптимальному сочетанию коммуникационных ролей.

Коммуникационные роли в коллективе[5]

Коммуникационная роль

Содержание роли

«Лидер»

Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов

«Делопроизводитель»

Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы

«Связной»

Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы

«Сторож»

Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность и второстепенность сообщений, и доводит их до лидера

«Координатор»

Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конкретной цели в контакте с лидером

«Проводник»

Человек, хорошо знающий внешнюю среду района и внутреннюю структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту