AM: Мы сами ставим себе границы. Почему, например, дети до 7 — 8 лет очень креативны, а взрослые — уже нет? Потому что взрослые уже приобрели опыт. Благодаря ему формируются различные стереотипы, которые в принципе облегчают нам жизнь, так как не приходится искать решение каждый раз заново. Зато когда нужно решить новую задачу, эти же стереотипы страшно на нас давят. СФ: Какие еще барьеры могут помешать творческому полету мысли?
AM: Например, стремление к определенности. Если показать человеку фигуру, состоящую из четырех непересекающихся линий, похожую на квадрат, то большинство скажет: это квадрат. Хотя это не так. Человек сам достраивает задачу, если ему что-то неясно, но этим он себя ограничивает. Другой серьезный барьер, без преодоления которого невозможен креативный процесс,— боязнь оценки. Это приводит к тому, что человек начинает анализировать и фильтровать свои высказывания. Наконец, мешает заниженная самооценка: если никто это не решил, то как же я это сделаю? То есть для того, чтобы выдавать решения, человек должен быть уверен, что он может это сделать. Известны примеры, когда мировые рекорды долго держатся на одной отметке. Но как только рекорд перекрыт, следует серия новых успехов.
СФ: Неужели во время мозгового штурма эти барьеры можно снять?
AM: Можно, если его правильно организовать и создать такую среду, которая поможет максимально проявиться всем этапам творческого процесса.
СФ: Как правильно подбирать участников мозгового штурма? Можно ли, например, вместе с президентом компании посадить грузчиков?
AM: В мозговом штурме обычно принимают участие от от 3 до 12 человек. Если людей будет больше, их придется делить на подгруппы. Но главное в том, что новую идею должны придумывать те сотрудники, которые в курсе проблемы и имеют к ней непосредственное отношение. Например, если надо прекратить воровство на складе, можно пригласить кладовщиков, менеджеров и представителей службы безопасности. Стоит ли президенту компании сидеть в одной команде с грузчиками, однозначно ответить нельзя — все зависит как от задачи, так и от корпоративной культуры организации. Где-то это вызовет у людей ступор, в другом случае, наоборот, прилив энтузиазма. СФ: Мозговой штурм можно проводить в офисе или обязательно нужно сменить обстановку? AM: Можно и в офисе. Правда, если предстоит решать стратегические задачи, то обязательно нужно найти время и куда-то уехать. Люди должны сменить обстановку, войти в другой ритм, потому что стратегия — это построение образа будущего, и этот образ строить невозможно, когда у тебя каждую минуту звонит телефон.
СФ: Нужно ли людей заранее готовить к тому, что им предстоит ответственное мероприятие? AM: Надо обязательно сделать так, чтобы проблема «завела» людей на решение, чтобы им было интересно участвовать в этом мозговом штурме, Иначе ничего не получится. Кроме того, можно предварительно разослать им письма по внутренней рассылке: «Приглашаем вас принять участие в совещании, посвященном решению такой-то проблемы». Или собрать их пожелания по поводу проведения встречи. Это людей настроит, они включатся в процесс. Очень важно, чтобы люди увидели, что компания хочет прислушаться к их мнению.
СФ: Очевидно, мозговой штурм должен проводиться по определенным правилам?
AM: Для начала нужно четко обозначить проблему. Это может сделать руководитель организации либо менеджер проекта. Примерный текст вступительного слова ведущего может выглядеть следующим образом: «У нас сейчас с вами будет полчаса для того, чтобы мы написали как можно больше возможных вариантов названий нашего брэнда. Ничего не надо обосновывать, не надо анализировать предлагаемые решения. Задача — собрать как можно больше вариантов».
СФ: Кто должен быть ведущим мозгового штурма?
AM: Это может быть любой человек. Ему предстоит руководить всеми процедурами, записывать предлагаемые участниками решения и т. д. Других задач у него нет. Лучше, если это будет специальный модератор, но может быть и человек «изнутри» — менеджер, руководитель проекта, секретарь и т. п.
СФ: А если ведущим захочет быть гендиректор? Это ведь естественная для него роль.
AM: Если в мозговом штурме принимает участие руководитель, лучше, чтобы роль ведущего исполнял не он, а кто-то другой. Пусть он будет простым участником, в этом качестве он может быть намного эффективнее.
СФ: Какие еще правила следует соблюдать?
AM: Как уже говорилось, в мозговом штурме есть два основных этапа, и их смешивать нельзя, они должны следовать строго друг за другом: сначала участники набрасывают варианты решений, а потом следует их содержательный анализ. Кроме того, нужно создать атмосферу поддержки, то есть ни в коем случае не критиковать и не оценивать решения.
СФ: Как быть, если люди собрались, проблема поставлена, но все молчат, никто не хочет начинать?
AM: Группу стоит сначала разогреть с помощью простых креативных упражнений. Например, возьмите первый попавшийся предмет (ложку, чашку, ручку и т. п.) и попробуйте вместе придумать варианты его нестандартного использования. Это помогает отключить логику и избавиться от стереотипов.
СФ: Как выглядит процесс решения проблемы?
AM: Творческий процесс обычно развивается так. Сначала участники предлагают обычные стандартные решения. Это стадия подготовки. Потом наступает тупик. Все, уперлись в стену, ситуация не решается стандартными методами. Люди начинают метаться, могут появиться негативные эмоции. Затем наступает период инкубации, когда люди вроде бы перестают решать проблему, им надоело, но бессознательно они продолжают о ней думать. И потом наступает инсайт, то есть вспышка, озарение: «Ага, надо вот так!»
СФ: Нужно ли задавать временные рамки? Люди ведь не могут бесконечно фонтанировать идеями.
AM: От 20 минут до часа — это предел. Потом люди устанут, и креативный процесс будет идти тяжело. Если речь идет о проблемной ситуации, а решения пока нет, надо проанализировать, что происходит: не хочется дальше решать, не видят выхода и т. п. Можно сделать перерыв, пусть идеи поварятся в голове.
СФ: Как понять, что пора завершать работу?
AM: Нужно уложиться в оговоренное время. Правда, если предлагались только стандартные решения, группу стоит подбодрить и продолжать дальше. Если пошел активный живой процесс, тоже не стоит его обрубать — важно эту атмосферу сохранить.
«В группе не должно быть соревновательности»
СФ: А что должно получиться на выходе?
AM: Мозговой штурм, как и любая методика, не панацея. Но даже если готового решения не получится, очень высока вероятность, что будет найден верный путь к нему.
СФ: То есть решение находится всегда?
AM: Почти всегда. Креативная задача — это выход из тупика, а в тупик этот мы себя сами загоняем. Если задача не решается, то вполне возможно, что найдется способ изменить саму ситуацию. Например, возникли проблемы с продвижением товара, мы сидим и думаем, что здесь нужно изменить. Поиск идет долго, и через некоторое время приходит понимание, что это нереально. Но если с продвижением не получается, то, может быть, стоит изменить логистику? Другой пример — никак не удается расширить офис. Люди уплотняются, переставляют столы. А может быть, решение в том, чтобы на какое-то время сделать офис виртуальным? Если есть позитивный настрой, что задача обязательно решается, то решение может быть любым и самым неожиданным.