Я хотела бы остановиться только на некоторых из них и предоставить некоторую информацию о них.
В первую очередь, я скажу об играх для менеджеров, а точнее управленческих поединках, так как речь пойдет об управленческой борьбе, перенесенной из реальности в «аудиторию».
Управленческая борьба –неотъемлемая часть любого бизнеса. Это искусство, но в то же время и наука. А значит можно ее изучить.
«Управленческие поединки» разработал Владимир Такасов (в 1984 году он открыл Таллинскую школу менеджеров - ТШМ). По его словам он учит искусству управления не только на основе собственных знаний, но и на примере удач и ошибок тех людей, которых обучает, а также компаний, которые консультирует [9].
Описание проведения игры [26].
На сцене в ряд стоят три стола. За каждым по три человека. На первом столе табличка «Нанимающиеся на работу», на втором — «Отправляющие на переговоры», на третьем — «Доверяющие собственность». Это судьи.
Перед ними еще один стол; за ним друг напротив друга сидят две пары. Такая буква «Т» из столов.
«Ситуация номер 12,— говорит в микрофон человек в костюме (это главный арбитр).— Играют Лора и Сага».
Выдержав небольшую паузу, он добавляет: «Время пошло».
Ситуация номер 12. «Ленивый начальник отдела» (условия):
В компании, работающей в составе средней руки холдинга, директор испытывает трудности с управляемостью экономического отдела. Начальник экономического отдела, человек, назначенный на этот пост директором, считает, что не обязан напрягаться, но пытается обеспечить себе гарантии, не передавая опыта работникам отдела. Президент холдинга ввел двойное подчинение экономических отделов — руководителям предприятий и финансовому директору холдинга. Директор компании готов уволить начальника экономического отдела, ноне делает этого, чтобы не подорвать своего положения. До сих пор директор своими усилиями компенсировал недостатки работы отдела. Роли и интересы:
Директор компании — заставить начальника экономического отдела работать или заменить своим человеком. Начальник экономического отдела — сохранить нынешнюю ситуацию.
Финансовый директор — зная ситуацию, хотел бы внедрить своего человека, не вступая в публичный конфликте директором компании, чье мнение имеет большой вес в холдинге. Работник отдела — хотел бы занять место начальника экономического отдела; намерен быть лояльным и благодарным тому, кто его на эту должность продвинет.
Владимир Тарасов — автор известного курса «Искусство управленческой борьбы». По его мнению, один из участников управленческого поединка (в жизни и в игре) обязательно должен победить, не «задавив» соперника. Для этого необходимо показать свои преимущества перед человеком, который отстаивает иную точку зрения. И тот будет вынужден с вами согласиться.
Поединки чем-то похожи на ролевые игры, которые используются в обычных тренингах, но есть и серьезные отличия. Перед каждым поединком участники получают описание некой ситуации; там же обозначены роли, которые они могут играть. Тот, кому выпало ходить первым, определяет, кого изображает он, а кого — его противник. У каждого из «дуэлянтов» по 5 минут. Если кто-то из них решает, что разыгрываемая ситуация себя исчерпала, то нажимает на кнопку шахматных часов, и ход переходит к сопернику, который задает свои роли.
Участвовать в поединке могут те, кто учился на семинарах Тарасова. То же относится и к секундантам. В ходе «дуэли» они сидят рядом с игроком и следят за временем, а также за состоянием подопечного. Если секундант видит, что тому необходимы инструкции, он может взять двухминутный тайм-аут и обсудить все в сторонке.
Десять минут поединка — не так уж и много. Но каждый игрок может задать вопросы или привести аргументы, к которым противник не готов, поэтому помимо убедительности в исполнении роли важна молниеносная реакция. Для игроков это экстраординарная ситуация, а именно в подобных обстоятельствах люди раскрываются по-настоящему.
Всего во время чемпионата проходит 30 поединков. Некоторые ситуации разыгрываются не один раз, и наблюдать «повторный» розыгрыш даже интереснее: любопытно, какую тактику применят разные игроки.
Кто победил, решают судьи трех коллегий. Каждый из них должен голосовать, исходя из интересов, которые диктует им их роль. «Нанимающиеся на работу» оценивают способность игрока обеспечить материальное и моральное благополучие подчиненных, «доверяющие собственность» — умение ее сохранить и приумножить, а «отправляющие на переговоры» — готовность отстоять позицию на жестких переговорах.
Поэтому мнения судей нередко расходятся. Но в итоге, по мнению Владимира Тарасова, достигается объективная оценка.
Игрокам, которые дошли до финала, приходится сразиться в пяти-шести поединках. «„Радость неудачи" испытывают все, кроме одного участника,— считает Владимир Тарасов.— И я за них рад, поскольку это очень важное переживание. Основное качество менеджера — умение подняться после падения. А как его проявить, если не упал? »
— Зачем все это нужно?
— За многим,— ответил Тарасов— Управляя, люди совершают массу ошибок. А надо делать верные и точные шаги. Это экономит и время, и ресурсы. Управленческие поединки — это хороший опыт внутрифирменного управления. И очень хороший способ оценки людей: 10 минут, и уже понятно, как человек решает управленческие проблемы. Ну а для игроков это возможность увидеть свои недостатки и что-то в себе изменить.
Глядя, как взрослые люди изображают то директора хлебозавода, то президента инвестиционного фонда, то начальника цеха Иванова, можно сказать: «Прям как дети .».
Между тем «дети» занимают не самые последние посты в не самых последних компаниях. Большинство игроков выступают под игровыми именами.
Сидоров уже участвовал в управленческих поединках. «Во время этого чемпионата я чувствовал все свои слабые места,— рассказывает он.— В жизни трудно посмотреть на себя объективно, а окружающие критикуют редко. Когда тебе дают оценку с комментариями, это позволяет не делать ошибок в дальнейшем». Подумав, Алексей Сидоров делает метафоричное дополнение: «Как прожектором высвечиваются яркие грани моего несовершенства, которые нужно искоренить».
Еще один пример ситуации (последнего боя) № 13 «Коварный директор».
Компания, занимающаяся обучением персонала, успешно работает под руководством наемного генерального директора.
Собственник компании живет в другом городе и особо не вникает в ее дела. Для укрепления финансовой дисциплины в компанию назначается «свой» финансовый директор. Возникает конфликт между финансовым директором и генеральным. Гендиректор грозится уйти вместе с командой и клиентской базой, что повлечет за собой распад компании. Роли и интересы:
Генеральный директор — стремится убрать финансового директора, обеспечить себе безграничную власть или уйти со всем персоналом и создать новую фирму. Собственник — намерен не допустить распада компании, наладить и сохранить контроль.