Введение
Растущий динамизм и изменчивость деловой среды создают для организаций необходимость постоянных коммуникаций с партнерами, потребителями, сотрудниками. Рост образованности, квалификации, информированности работников и общественности в целом требует от менеджмента использования более сложных и тонких методов управления. Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных систематических коммуникаций с различными группами общественности — с партнерами, с широкой общественностью и средствами массовой информации, с местной общественностью и госструктурами, с финансовой общественностью и работниками. В работе с последними возникает потребность в создании единой системы ценностей, норм и правил, т.е. корпоративной культуры, позволяющей достичь эффективной работы, сосредоточиться на достижении целей компании, и самореализоваться самим сотрудникам.
В России понятие «корпоративная культура» до последнего времени практически не использовалось, что не означает, что в нашей стране нет организаций с развитой корпоративной культурой. Таких предприятий не мало в машиностроении, энергетике, обрабатывающей промышленности и в других ведущих отраслях экономики. Большинство организационных культур исторически носили неявный характер, так как не подчеркивалась их роль и влияние на работу предприятий в целом. В последнее же время, в условиях высококонкурентной и динамичной деловой среды, все чаще стали говорить о важности и необходимости формирования философии фирмы и развития корпоративной культуры.
Корпоративная культура все чаще используется как инструментарий для повышения эффективности деятельности предприятия. В последнее время появилось множество трудов, посвященных этой теме. Частичный их анализ и дальнейшее приложение теоретических аспектов корпоративной культуры для анализа организационной культуры предприятия ООО «Сибконсалтинг» и разработки рекомендаций по ее улучшению является целью данной курсовой работы.
Курсовая работа состоит из двух частей: в первой изложены теоретические основы корпоративной культуры (понятие, классификация, структура и содержание, роль в деятельности предприятия, факторы и методы формирования), во второй проанализирована корпоративная культура предприятий «Сибконсалтинг» и «ТТЦ Кузбасстехника» (определена ее классификационная принадлежность, структура элементов, указаны факторы, воздействующие на формирование корпоративной культуры, разработаны рекомендации по ее совершенствованию с помощью применения зарекомендовавших себя методов). В конце каждой главы содержится краткий вывод, резюмирующий содержание данного раздела.
Для написания теоретической части курсовой работы были использованы учебники известных авторов, содержащие основные подходы к корпоративной культуре, статьи из бумажных и электронных источников. В этой связи при составлении курсовой работы ставилась задача по мере возможности наиболее полно и многосторонне проанализировать теоретические аспекты корпоративной культуры. Практическая часть базируется на применении элементов теории к информации о деятельности предприятия «Сибконсалтинг», полученной во время прохождения производственной практики.
Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1) В случае, если исходным в рассмотрении взаимодействия человека и организационного окружения выступает человек, модель этого взаимодействия может быть описана следующим образом:
Человек, взаимодействуя с организационным окружением, получает от него побуждающие к действию стимулирующие воздействия, вследствие чего совершает определенные действия. Результатом этих действий является воздействие на окружающую среду.
2) В случае рассмотрения взаимодействия человека с организационным окружением с позиции организации в целом системная модель этого взаимодействия имеет следующий вид:
Рис. 1.1.2. Модель включения человека в организационное окружение с позиций организации[2]
В данной модели человек рассматривается как составная часть входа и выступает в роли ресурса организации, который она, наряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности.
Возможности включения человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик того окружения, но и в равной мере от характеристик человека.[3]
Как бы человек и организация ни стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение – до рабочего места.
Основополагающими моментами, лежащими в основе большинства причин, вызывающих непонимание и противодействия во взаимодействии человека с организационным окружением являются взаимные ожидания и представления друг о друге индивида и организационного окружения.
Понятие и сущность корпоративной культуры
По одной из версий термин «корпоративная культура» впервые применил (в прошлом веке) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде.[4] По другой версии понятие «организационная культура» было введено в 20-е гг. прошлого века выдающимся советским ученым, руководителем Центрального института труда при ВЦСПС СССР, А. Гастевым.[5]
Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры представлена в таблице:
Табл. 1.2.1.1
Эволюция зарубежных подходов к понятию корпоративной культуры[6]
Год |
Автор |
Определение корпоративной культуры | |
1952 |
Э. Жак |
Культура предприятия - это вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими". | |
1974 |
Л. Элдридж, А. Кромби |
Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. | |
1981 |
У. Оучи |
Организационная культура - символы, церемонии и мифы, которые сообщают членам организации важные представления о ценностях и убеждениях. | |
1985 |
В. Сате |
Культура представляет собой набор важных установок (часто не формулируемых), разделяемых членами того или иного общества. Эти важнейшие понятия состоят из норм, ценностей, подходов, убеждений. | |
1987 |
К. Шольц |
Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения. | |
1991 |
Г. Хофстеде |
В широком смысле организационная культура - коллективное программирование мыслей, которое отличает членов одной организации от другой. | |
1993 |
А. Мак-Лин, Ж. Маршалл |
Организационная культура есть совокупность традиций, ценностей, установок, убеждений и отношений, которые создают всеобъемлющий контекст для всего, что мы делаем или о чем думаем, выполняя работу в организации. | |
1995 |
Э. Браун |
Организационная культура - это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации. | |
1998 |
Б. Карлофф |
Культура корпорации - определенные позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике. | |
2002 |
Д. Мацумото |
Организационная культура - динамическая система правил, разделяемых членами организации. Такие правила включают в себя разнообразные психологические конструкты, например отношения, ценности, убеждения, нормы и поведение. Это нечто большее, чем просто поведенческие практики, которые мы наблюдаем в повседневной производственной деятельности. Она имеет отношение к глубоко укорененным ценностям и убеждениям, которые считают важными для себя не только отдельные работники, но и вся организация в целом. |