• адаптивность к постоянно меняющимся условиям внешней среды;
• целеустремленность членов организации;
• интеграция и синергия подразделений;
• легитимность (признание людьми ценностей организации).
4) СИСТЕМА КОНКУРИРУЮЩИХ ЦЕННОСТЕЙ КВИНА И РОРБАХА. В данной модели на организационную эффективность влияют конкурирующие между собой ценности:
• интеграция (стабильность) — дифференциация (инновационность);
• интерес к внутреней среде — интерес к внешней среде;
• средства (инструменты) — результаты (показатели работы).[45]
Существует четыре различных подхода к моделям организационной эффективности:
Рис. 1.3.1.1 Применение различных подходов к моделям организационной эффективности[46]
Для ситуаций зоны 1 — подход «человеческих отношений»: наиболее целесообразным является развитие персонала, его квалификации через взращивание коллективной морали и сплоченности.
Для ситуаций зоны 2 — подход «открытой системы»: наиболее актуальным является акцентирование внимания на прибыли, росте организации и повышении конкурентоспособности посредством ее высокой гибкости.
Для ситуаций зоны 3 — подход «рационально-целевой»: наиболее актуальным является рост производительности труда и эффективности производства на основе высокой способности к интеграции через установление общих целей и планирование.
Ситуации зоны 4 — подход «внутренней целостности»: централизация и интеграция через укрепление стабильности и порядка с помощью четкого распределения работы, ресурсов и информации.
При изучении «национального» (этнического) влияния на организационную культуру необходимо ответить на два вопроса:
• что надо знать о национальной культуре, чтобы предвидеть ее влияние на культуру организационную?
• возможно ли «сращивание» лучших черт разных национальных культур для повышения эффективности работы организации?
При ответе на первый вопрос используются следующие модели:
1) В модели Миллера на формирование организационной культуры влияют: семья, образование, экономика и политика, доминирующая религия страны, система социализации, система здоровья, система отдыха.
2) в модели Хофстида выделяются переменные национальной культуры: взгляды на степень неравенства людей — дистанция власти, взгляды на степень индивидуализма, на степень мужественности (женственности) в делах, способность к риску, взгляды на долгосрочность (тяга к сбережениям и накоплению) или краткосрочность ориентации («живем сегодняшним днем»).
3) в модели Лэйн и Дистефано выделяется шесть переменных:
- отношение человека к природе,
- ориентация во времени (жить прошлым, настоящим или будущим),
- вера в природу человека (человека изменить нельзя — он изначально хороший, нейтральный или плохой, человека изменить можно),
- ориентация на деятельность (от работы важно получать удовлетворение, в работе важен процесс, в работе важен результат),
- отношения между людьми (на основе иерархических связей, на основе групповых связей, на основе индивидуальных связей),
- ориентация в пространстве (доминирование в человеке коллективизма, доминирование индивидуализма).
Знание взглядов на природу человека позволяет менеджменту подстраивать под них систему контроля за работой, стиль управления и организационный климат (противостояние, компромисс, сотрудничество);
4) в модели Оучи — семь переменных организационной культуры:
- обязательства организации по отношению к своим работникам,
- оценка выполняемой работы),
- планирование карьеры,
- система контроля,
- принятие решений (групповое, индивидуальное),
- уровень ответственности (групповая, индивидуальная),
- интерес к человеку (широкий, узкий).
Изучив японский опыт управления, У. Оучи предложил свою теорию эффективного управления — теорию организационной культуры Z. В соответствии с ней эффективное управление предполагает:
• долгосрочный наем кадров;
• групповое принятие решений;
• групповую ответственность персонала;
• умеренное продвижение кадров;
• неформальный контроль;
• умеренно специализированную карьеру;
• осуществление всесторонней заботы о человеке.[47]
У. Оучи положительно ответил и на второй вопрос о возможности слияния различных культур, показав, что некоторые американские компании постепенно переходят к управлению (организационной культуре) типа Z. Индивидуализм сознания европейцев и американцев не позволяет пока использовать в фирмах групповую ответственность, свойственную общинному сознанию японцев.[48]
При формировании корпоративной культуры следует использовать понятие, применяемое для всех форм преобразований на предприятии – «зону ближайшего развития», т.е объем новых знаний и ценностей, которые может усвоить работник в краткосрочном периоде.[49]
Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры
На формирование корпоративной культуры влияют факторы:
1) Внешней адаптации;
2) Внутренней интеграции.
К факторам внешней адаптации относятся следующие:
1) Миссия и стратегия);
2) Цели (установление и внутреннее принятие их работниками);
3) Средства (ресурсы, используемые для достижения целей);
4) Контроль (установление индивидуальных и групповых форм);
5) Корректировка поведения (система поощрения и наказания).
Среди факторов внутренней интеграции необходимо отметить следующие:
1) Общий язык и концептуальные категории (выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций);
2) Границы организации и критерии вхождения и выхода из нее;
3) Власть и статус;
4) Личностные отношения (формальные и неформальные);
5) Награждения и наказания (определение базовых);
6) Идеология и религия;
На всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации.[50]
Основные методы формирования корпоративной культуры
Условия создание эффективной корпоративной культуры:
1) существует четкое видение направления движения организации;
2) приверженность высшего руководства новым ценностям;
3) руководители всеми своими поступками и поведением символизируют происходящие в корпоративной культуре перемены;
4) поддержание перемен всеми системами в организации;
5) создается команда единомышленников.[51]
Изменения корпоративной культуры, как и любой другого аспекта деятельности предприятия, происходят при выполнении условия:
И=(Т*V*1Ш)>C.И., где
И – изменение
T - уровень тревоги
V- vision, представление о целях, о перспективах и действительности
1Ш - представление о первом шаге
C.И. - сопротивление изменениям[52]
Для того, чтобы создать определенную корпоратиыную культуру, необходимо ОИСУ: «Отбирать – Информировать – Стимулировать - Управлять».[53]